Путешествие по Алтаю (часть 3)

Часть 3. Продолжение. Начало Путешествия, Часть 2

Если посмотреть на карту Республики Алтай то, чтобы встретиться с речкой Кумир, нам надо из одного угла карты зрительно передвинуться в другой противоположный угол. Физически приходится возвращаться по Чуйскому тракту, обозревая горное пространство, которое ещё три дня назад было за нашими спинами.

Горный Алтай : Ночлег на берегу реки ЧуяСмело останавливаемся на ночлег на берегу реки Чуя, который расположен достаточно далеко от основной автомагистрали. Нас встречает небольшой дождик. Но он нам не страшен, потому что палатка, которую мы приобрели для путешествия, имеет тент. Он натягивается в первую очередь, а затем уже внутри него закрепляется палатка, благодаря чему спальные места остаются сухими и комфортными для отдыха, если даже льёт проливной дождь. Земля утоляет жажду, а мы слушаем здешнюю тишину, которая наполнена до самых краев шумным монологом горной реки. Ее говор бесконечен, как железнодорожное полотно, по которому беспрерывно движутся поезда.

Утро встречает нас ярким солнцем, которое к полудню жарит кожу до самых костей. Воспользовавшись свободным доступом к неисчерпаемому источнику горных ресурсов — воде, мы устроили банный полдень и для себя, и для нашего автомобиля. К обеду покидаем место нашего ночлега, вновь преодолеваем перевал Чике-Таман и, не доезжая до Семинского, сворачиваем налево в направлении села Усть-Кан, окончательно оставляя позади восточную сторону Горного Алтая.

Горный Алтай : Усть-Канский районНа западе горы сопровождаются разноцветными долинами богатыми на разнотравье. По трассе суслики устраивают между собой соревнование, кто шустрее и кто быстрее всех перебежит дорогу перед самыми колесами автомобиля. В небе нас сопровождают местные лайнеры, расправив широкие крылья с красивым оперением, они плавно и благородно движутся по воздуху, указывая нам направление нашего пути.

Горный Алтай : Центр села Усть-КанВ селе Усть-Кан нам вновь посчастливилось подзарядить наши фото и видеокамеру, а также понаблюдать из окна автомобиля за бесконечным количеством местных магазинов разного содержания и внешнего вида, но при этом имеющих одинаковое и совершенно неподходящее к здешним местам название «Березка». За последним домиком села прервалась сотовая связь так же резко, как и асфальт на дороге. Щебень застучал под колёсами, внимание водителя обострилось. Как-то не очень хочется нанести машине травму на закате солнца в горах, не достигнув цели. Такие дороги всегда кажутся бесконечными тем более, когда по ним едешь впервые. Проезжаем несколько населенных пунктов в считанное количество домов. Но вот и указатель у небольшого мостика «р. Кумир». Не пересекая моста, мы свернули налево и, увидев машины из Бийска, решили поинтересоваться у остановившихся туристов, сможем ли мы теперь уже по просёлочной дороге, проехать дальше вверх против течения реки. Долго обменивались мнениями, но так как ночь уже была не за горами, а солнце уже именно за ними, то решение двигаться дальше оставили до утра.

Ночлег на берегу реки Кумир отличался от предыдущих. Палатка наша расположилась под берёзой в десяти шагах от тихой речушки с чистой прозрачной водой и звучным названием. И, если бы не верхушки гор, то всё вокруг напоминает о родных равнинных местах. Берёзы соседствуют с елями и лиственницами. Знакомый репейник дружит с горными цветами, привлекающими внимание своим необычно ярким оранжевым оттенком. Подорожник, «кашка», клевер и ещё множество всяких «зонтиков», в которых просто можно заблудиться. Есть цветы, которыми мы любовались, не зная их наименования. Из воды на нас смотрят зеленые мясистые ладони лилий, а между камней в воде от нас прячутся рыбёшки. Вот маленький сомик подставил спинку солнышку, не замечая, что объектив фотоаппарата уже направлен в его сторону. Вода на столько чиста и тиха, что позволяет фотографировать сквозь неё.

Горный Алтай : ЦветыГорный Алтай : Река КумирГорный Алтай : Рыбка под водой

Решив поберечь нашу железную японскую спутницу, мы оставили её у места нашего ночлега под охраной своих соседей-туристов, а сами начали пеший поход вверх против течения реки Кумир с целью встретиться с одним из красивых природных явлений этой реки: её порогами и заводью. Место это по приданию зовется «Девичьи плесы». Говорят, что до этого места от нашей стоянки километров шесть. Не имея никакого представления о том, как выглядит это место, мы шли вдоль реки, наблюдая за природой вокруг. Встретили много уютных стоянок, где всегда есть спуск к реке, место для разведения огня, даже банька по-черному. Сегодня пятница и по числу автомобилей, которые сюда поднимались, мы поняли, что это место не настолько уж и дикое. К выходным дням сюда приезжает много отдыхающих. Просёлочная дорога шириной в один автомобиль вела то вверх, то вниз. С гор текущие ручьи пересекают её, отставляя влажный след, указывая нам тем самым на источник чистой родниковой воды, которой можно утолить жажду, что было очень кстати в этот знойный день.

Горный Алтай : Дорога к Девичьм плесамРечка, вдоль которой мы идем всегда разная, местами тихая, неглубокая, а местами шумит, возмущается, встречая на пути огромные глыбы из подводных камней. Уже прилично прошли мы пешком, но число туристов, расположившихся на отдых, заметно возросло. От них мы узнали, что до знаменитых Девичьих плесов осталось всего два километра. А вот и первый знак, что мы у цели: резкое сужение русла реки, на противоположном берегу видим водопад, вода которого стекает в бирюзовую как-будто застывшую водную гладь Кумира. Ничего не понимаем. Что произошло с рекой? Она же вот только бурлила у нас перед глазами, а теперь к ней не подступиться. Она провалилась между высоких скалистых берегов, забросав кустарниками, деревьями и каменными оградами подступы к ней. Смотрим издали с высоты берега на это волшебство и не можем оторвать взгляд. «Ребята, я давно вас заприметил. Идите выше шагов двадцать, там есть спуск к берегу, и вы увидите необыкновенную красоту!» — окликает нас неожиданно появившийся на дороге турист. Глаза его светятся восторгом. «Я тут рыбачу, — показывает он нам свою складную удочку. Остановился со своей супругой вниз по течению, вы должны были видеть нашу стоянку. Места здесь изумительные!»

Он оказался прав. Этот день подарил нам возможность во всём своём великолепии увидеть красоту этих мест, почувствовать её силу и неповторимость. Чуть выше природа действительно сжалилась над людьми и дала возможность по камням спуститься к берегу бирюзового Кумира. Он настолько величав в этом месте, тих, и на столько прозрачен, на сколько глубок. Чтобы увидеть течение реки в этом месте, надо буквально замереть, остановить свой взгляд на воде и прислушаться. И, когда блики солнца, двигаясь вместе с потоком, выдают еле заметное течение реки в этом месте, создается впечатление, что вода вязкая, как кисель.сель. На сколько оказывается тяжело сильнейшему горному потоку прорваться сквозь подводные скальные преграды! Вода, как всегда, очень холодная, но в неё хочется окунуться. И мы окунаемся! Река забирает нашу усталость, а взамен дарит бодрость и свежесть. А что это за шум вверх против течения реки? Мы вернулись на дорогу и поднялись ещё метров на пятьдесят, чтобы посмотреть, откуда шум. Нашему изумлению не было предела. Перед нами бурная, шипящая, кричащая, спотыкающаяся о камни, вспененная подводными преградами и собственной скоростью горная река в глубоком ущелье. Так вот ты какая непредсказуемая, река Кумир! Какой у тебя оказывается неоднозначный характер, настоящий — горный. И кто бы мог подумать, что спустя 6 км. по течению, ты будешь такой невинной мелкой речушкой, которую местами можно перейти вброд.

Горный Алтай : Девичьи плесыГорный Алтай : Ущелье реки КумирГорный Алтай : Река Кумир

Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками-джунгарами храбрые войны алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, а легенда о "Девичьих плесах" жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.

В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хотя и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек.

Умирая отец самой красивой девушки Морей сказал:

— Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.

— Не беспокойся отец, — ответила Мерей, — позора нашему роду не будет никогда по моей вине.

Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть.

— Что ты, Мерей! — замахала она руками, — вражеские войны девушек не убивают, это мой отец говорил.

Усмехнулась в ответ красавица:

— Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай своих будущих господ, а мы поступим иначе.

И две девушки бросились к единственному оставшемуся в живых коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргамаке) ринулись в самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения.

Горный Алтай : Река КумирСвирепо бил мощными копытами аргамак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки "косили" на право и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргымак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река, это аргымак побежал, так и не остановив свой бег. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое спокойное место. Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель не мог оторвать глаз, настолько она манила притягивала его какой-то магической силой. Шагнул князь со скалы вниз. И там, где он упал, застыл подводный порог, над которым бурлит и пенится вода и до сих пор успокоиться не может .С тех пор горная речка Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях, а в том месте, где, по легенде, упали две девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.

Горный Алтай : Девичьи плесы на реке КумирТолько к вечеру мы вернулись к месту своего ночлега. На обратном пути нас спас драндулет, который остановился на взмах нашей руки. В нём уже сидело семь человек, и нас взяли на хвост. Драндулет скакал по дороге с ямками, оврагами, кочками и камнями, как горный козел, а мы, присев на корточки в его хвосте, сосредоточенно держали ручку впереди стоящего сидения, которое на каждой кочке пыталось вырваться из наших крепких объятий. Отблагодарив водителя и попрощавшись с дружными пассажирами, мы плавно опустились на землю около своей палатки, пытаясь, как пазлы, поставить на место все свои анатомические внутренности, растревоженные скачкообразной ездой. А перед нашими глазами блистала на солнышке тихая речушка под названием Кумир. Но теперь-то мы уже знали, какой сильный у неё характер. И здесь внизу она как-будто отдыхает от своего бурного нрава. Кумир своим видом напомнил мне жизнь человека. Там, вверх против течения — его молодость: активная, бурная, непреклонная, упрямая, шумная. Потом река, двигаясь в своем русле, как и человек, идущий по тропе своей жизни, встречает невидимые преграды, препятствия и испытания, которые буквально заставляют эту реку, как и активно движущегося напролом человека, остановиться, замереть, прислушаться к себе, повернуться назад, посмотреть на своё буйство, оценить его плюсы и минусы, и продолжать движение, но уже более размеренно и обдуманно. В середине своего пути Кумир, как и человек, грамотно прошедший через жизненные уроки, уже более степенный и уравновешенный. Его сила и радость течения иногда меняются на тихие заводи в тени между деревьев, ветви которых спускаются до самой кромки воды, и как в зеркало, любуются на своё отражение.

Вот так и в жизни. Когда всё хорошо и успешно, мы бежим по ней весело и шумно, а потом приходит беспричинная усталость, мы останавливаем свое движение, отдыхаем, оглядываясь вокруг, и начинаем наконец-то замечать окружающий мир и своё отражение в нём. Вспоминается четверостишие Бориса Пастернака:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье…

Горный Алтай : Стоянка на реке КумирТечение жизни не бывает на всем своем протяжении абсолютно беспрепятственным. И Кумир, повзрослев, это тоже понимает. Поэтому преграды, которые встречает он на отрезке своей зрелости, теперь уже им не штурмуются со всей силой и мощью, как это было там вверх против течения, в молодости. У реки родилось понимание, что всему своё время и место. Она поняла, что то русло, в котором течёт её жизнь, это только её собственное русло, её индивидуальная тропа жизни, по которой встречаются преграды предназначенные только для неё одной. И от них не уйти и, не дотронувшись до них, не перепрыгнуть. Поняла, что препятствия видимые и невидимые, даны ей для её же совершенствования. Для того, чтобы её красота никогда не теряла своей силы. Поэтому она научилась родниться с преградами, она научилась распознавать их на расстоянии, чувствовать их приближение, она научилась мудро, без истерики, их преодолевать, их переживать и двигаться дальше в тишине и свободе. И вот такой мы её видим, сидя у костра. На завтра у нас не было никаких туристических планов, мы просто решили отдохнуть.