Отчет начинающей велотуристки (Часть 2)

Часть 2. Окончание. Начало Путешествия

Пятый день.
р. Воровская — Тракторный ручей — р. Большая Татарка — стоянка на р. Малая Татарка
Пройдено — 19,4 км.

Как всегда утром хорошее настроение, много сил, завтракаем и покидаем живописную поляну. Сегодня мы уходим из Горного Алтая в Алтайский край. По плану мы должны добраться до Сентелека, но не добираемся. Проходим за день всего 19,4 км., но какие это километры! Сначала идем вверх по речке Воровской, несколько раз пересекаем ее по бродам. Дорога по лесу и это сильно спасает от жары. Всю дорогу ведем велосипеды за руль. Первый брод я перехожу в кроссовках, потом понимаю, что броды — это надолго и переобуваюсь в босоножки. Кроссовки за шнурки вешаю на руль. Хорошо, что привязала. У Вадима вот кроссовки уплыли на первом броду ((. До обеда практически все время я иду пешком. Дорога то пересекает реку, то идет прямо по ручью. Идем по колее, но не понятно, кто тут может проехать. Колея глубиной 30-40 см. В одном месте тропа пересекает довольно большой участок со снегом. Снег летом — это всегда необычно, поэтому здесь все фотографируются. В лесу цветет черемуха! Удивительно как поздно — в середине июня. Забираемся на перевальчик и выходим на замечательную полочку — поляну с сочной травой и яркими пятнами огоньков и люцерны. Если оглянуться, то на заднем плане над этой красотой возвышается заснеженный Коргонский хребет.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Снег летом - это всегда интересноГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Люблю лазать по деревьям!Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : «Полочка» после перевала

Дорога становится сухой, сильно заросшей травой. Вроде бы можно ехать. Но тут я в полной мере понимаю, что такое колея. Глубокий, сухой, жесткий след от колеса когда то проехавшей машины толкает мое колесо чуть только я отклоню руль. Держать равновесие очень трудно, то ли по неопытности, то ли из-за неудобного расположения моего багажа. Спальник завернутый в коврик лежит на велоштанах и увеличивает парусность. На спусках я придумываю такую тактику: снимаю ноги с педалей и скольжу кроссовками по краям колеи. Если меня отбрасывает в сторону, ногой я отталкиваюсь от противоположного края и удерживаю равновесие. Снова выходим на речку, Большую Татарку.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Велосипед в колееГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Заросшая дорогаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Приятно охладить ноги в реке!

Давно нам не встречались броды! С удовольствием вхожу в прохладную воду! В долине реки, слева от дороги стоит полуразвалившийся дом. Обедаем на солнцепеке около реки. После обеда, как обычно, ехать тяжело, жарко, я смачиваю одежду, кепку и вперед! Мы идем вверх по Татарке, а потом уходим от реки в гору. После небольшого пологого участка вижу сидящего томича Сергея. Сидит он перед поворотом дороги налево и круто в гору. Ты, говорит, не поверишь, но нам — туда! Велосипеды затаскиваем вдвоем. Мне помогает хрупкая томичка Оля. Она толкает сзади мой велосипед так, что мне приходится ускоряться. Ее "коня" уже подняли наверх ребята. Потом было еще два подъема, не таких крутых. Последний очень длинный подъем идет вдоль забора маральника.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : А посуда вперед и вперед...Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Последний длинный подъемГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Вид на Коргонский хребет

И вот, наконец-то, утирая пот, забираюсь на гору. Как всегда на высоте, здесь замечательный вид. Видно Коргонский хребет, зеленые холмы. Налюбовавшись, качусь по накатанной грунтовой дороге. Накатана она ГАЗиками егерей, которые охраняют маральник. Набрав скорость, чуть не пролетаю мимо поляны у реки, где наши ставят лагерь. Солнце еще высоко, силы есть, думала будем ехать до вечера. Но, оказывается, впереди нас ждет перевал и лучше брать его со свежими силами. Паша с нашей палаткой опять замыкающий, и мы с Настей сидим на своих рюкзаках. "Что, бомжуете?" — спрашивает Юля. После сегодняшних подъемов по жаре я чувствую себя как взмыленная лошадь. Видела в конном походе как покрываются пеной круп и бока лошади. Теперь сама в пене! Сегодня длинный свободный вечер. Устраиваем мытье, постирушки в Малой Татарке. Необычно рано, еще светло, начинаем петь песни.

Шестой день.
р. Малай Татарка — "Царский курган" — п. Сентелек — пер. Сентелек — Березовка — Майорка — Тулата — стоянка за Тулатой
Пройдено — 65 км.

Переходим вброд Малую Татарку и опять вверх. Утром, как всегда, все хорошо. Кругом замечательные пейзажи — холмы с мягкими очертаниями. По краям дороги высокая сочная трава, птицы поют снизу, из травы. После подъема на перевал меня ждет замечательный спуск! Дорога хорошая грунтовая, без камешков, можно лететь по ней с большой скоростью.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : ДорогаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Красота кругомГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Спускаемся к Сентелеку

Но в этот раз я решаю растянуть удовольствие. Вокруг никого — кто-то из наших слетел вниз, кто-то еще не взошел на перевал, кругом такой простор! В душе нарастает восторг! Я еду, притормаживая, и горланю какие-то песни про ковбоев и прерии, про русское поле, про коней... Ради таких ощущений стоит пыхтеть и взбираться на перевалы! Радостная доезжаю до лидирующей группы. Ждали они конечно не меня одну, так что не испытываю никаких угрызений совести. Надо же когда-нибудь и удовольствие получить!
Мы спускаемся в долину реки Сентелек, и Света ведет нас к Царскому кургану. Поворот к Кургану не отмечен никаким указателем, там стоит какая-то будка. Переезжаем по мосту через р. Сентелек, немного вверх по течению реки и неожиданно останавливаемся перед табличкой. Все, приехали — "Царский" курган. В ряд вертикально стоят пятнадцать каменных глыб, и кольцо возвышение. Света рассказывает нам о кургане. Взобравшись на холмик за кольцом кургана, я обнаруживаю, что таких холмиков еще шесть снаружи кольца. Оказывается это тоже курганы.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Табличка около «Царского кургана»Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Каменные балбалы «Царского кургана»Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : «Царский курган»

Возвращаемся к реке Сентелек. У питерца Саши прокалывается колесо. Стоим, ждем, а пока я, по светиному совету, натягиваю штаны поверх шорт, чтоб не провоцировать местное население. Поехали. Дорога к Сентелеку идет с горы и мы на скорости влетаем в поселок, как стая саранчи )). В местном магазине нет минералки, зато на улице есть несколько колонок. В магазине накупаем всякой "вредной" еды: чипсы, соки, мороженое. Жуем и читаем объявление об опасности, что какая-нибудь ступень ракеты, которую запускают с Байконура, упадет на голову.
После Сентелека нас ждет Сентелекский перевал. Перевал гравийный, идет серпантином. Ну, чтож, опять наверх. На коже образуется странная смесь пота, крема от загара и пыли, которой нас обильно обвевают проезжающие машины. Алексей, обгоняя потихоньку вереницу растянувшихся велотуристов, находит для каждого ободряющие слова, шутит. Такая жара, что ни о чем не возможно думать, и я время от времени заставляю себя посмотреть по сторонам и обратить внимание на красивые пейзажи вокруг.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Перевал СентелекГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Перевал СентелекГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Вид с перевала

Спуск с перевала как всегда замечательный. Белая полоса дороги далеко видна между холмами. До обеда вместе с перевалом проехали 27 км. После обеда дорога идет в горку, с горки.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога за пер. Сентелек в сторону БерезовкиГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мы в такие шагали дали, что не очень то и дойдешь...

Большая затарка в магазине в Березовке. Потом у нас остановка в Майорке. Здесь мы первый раз за поход узнаем вкус настоящего коровьего молока, которое продает нам душевная тетенька. А творог со сметаной, оказывается, очень вкусен и без сахара!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Хрюшка в БерезовкеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Лошадиное семейство в Майорке

После такого отличного полдника едем дальше. Теперь не растягиваемся, чтобы не заплутать на развилках. Дорога опять как стиральная доска, но мы весело несемся по ней. Раньше бы я притормаживала на кочках. Но теперь хочется скорее куда-нибудь уже доехать и я бодро трясусь вместе со всеми. На ночевку останавливаемся за селом Тулата, взобравшись по крутой горе на наклонную большую поляну. Всего за день мы проскочили 64 км. Конечно устали. Лариса из Барнаула вообще сидит около своей палатки, смотрит вперед и как-то автоматически отправляет в рот чипсы. В этот вечер нас посетил первый "Омм". Алексей предложил встать в круг, чередуясь мальчик-девочка, положить руки на плечи друг другу и, раскачиваясь, погудеть "ом". Получилось довольно забавно. Вечером как всегда пели песни. Потом все разошлись и только Рудольф остался смотреть на звезды.

Седьмой день.
с. Тулата — с. Чинета — р. Белая
Пройдено — 76 км.

Утром, собираясь, я прошу Пашу смазать мне цепь, и вспоминаю, что накануне, когда всей толпой спускались с горок, у многих скрипели тормоза. Тогда Феликс серьезно сказал: "На стоянке всем смазать тормоза". Я, как неопытный велотурист, интересуюсь, что там в этих тормозах смазывать и этим вопросом вызываю всеобщее веселье )). "Давай-давай, смазывай, покатишься, как по маслу!" — смеется "злодей" Феликс. Ну, что ж, это тоже опыт.
Спускаемся с косогора, на котором стояли лагерем. От Березовки поехали по грунтовой дороге то вверх, то вниз. Горки стали положе, и я уже могу въезжать на них — это радует. Холмы здесь без деревьев, вдалеке по-прежнему виден Коргонский хребет. Вдоль дороги растут высокие желтые цветы, кажется, что кто-то готовился к нашей встречи и специально для нас золотом раскрасили обочины!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : «Золотая дорожка»Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Сочная трава, где прячутся птичьи гнезда

Спускаемся к дороге со щебенкой и видим табличку, информирующую нас, что мы проезжаем по территории Чинетинского заказника. Немного поднялись и встретили велотуриста! Дядька тоже путешествует с 12 июня, как и мы. Начальная точка в Камне-на-Оби, хочет добраться до Горного Алтая, до Усть-Кана. Едет же он на "Урале"! Круто! Мы порадовались за свои велосипеды. Пожелали мужичку счастливого пути и поехали с горки вниз. Спускаемся в небольшой каньон, я вижу горную пасеку. Появились скальные выступы.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Одинокий ковбой на железном конеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Пасека в районе Чинеты Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Алтайский край в цвету

Въезжаем в ЧинетУ. За селом нас радует череда живописных подвесных мостиков через реку Иня. Второй мостик особенно узкий. Переводим велосипеды вдвоем. Один направляет руль, второй удерживает багажник и заднее колесо ровно.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мостики в ЧинетеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мостики в ЧинетеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мостики в Чинете

После этих веселых мостиков проезжаем еще некоторое время в горку, с горки и встаем на обед около речки Ханхариха, сверху к ней стекает вода из ключа. Как всегда, в этом походе, стоит страшная жара, хорошо, что есть тень от кустов. После обеда у нас начинается самое интересное. Это неразведанный участок до Бугришихи, по дороге, не имеющей хозяйственного значения. Трек составлялся по GPS-картам не этого и не прошлого года, с тех пор дорога запросто могла зарасти травой. Едем вверх по ключу по грунтовой дороге. На холмах появляются невысокие березки с очень белыми стволами. На развилке нас направляют в гору по дороге со странным покрытием — соломой. Такое впечатление, что какой то пьяный местный тракторист, чтобы сократить путь, поехал прямо по полю, примял траву, и вот по его следу мы сейчас и тащимся. Еле дотащившись до березки со спасительной тенью, с ужасом смотрю наверх — очень крутой подъем, дорога уходит в небо! Все, мы здесь остаемся!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Обед на речке ХанхараГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Соломенная дорога Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Смеемся над трудностями

Садимся в тенек и жуем сухофрукты. В этот время передовая часть нашей группы уже забралась на эту высоту. Хрупкая томичка Оля вообще сама затащила туда велосипед! Невероятно! Смотрим по Ларисиному GPS-навигатору, что наш путь уже очень сильно отклонился от намеченного маршрута. Ничего не понятно! Зачем нам переть в эту гору, если путь не тот?! Пока мы сидим и недоумеваем, буквально С ВЕРХУ (с горы) нам дают указание выходить на грунтовую дорогу, которая ушла налево. Слава богу, хоть не вверх! Однако не так просто перебраться на грунтовку, надо продраться через какие-то колючие цветущие кусты. Ненависть ко всем колючим растениям выражается у томича Сергея в возгласе: "Ненавижу розы!". Мы воссоединяемся с народом, сошедшим с вершин и продолжаем путь по грунтовке. Дорога между тем волнами то вверх, то вниз, но все же все поднимается и поднимается. И скоро я сама чувствую себя на вершине, мы явно идем по хребту. Вокруг только волны гор. Вода к тому времени почти у всех заканчивается. Огромное количество разных по величине мух кружится над нами. Уже довольно много времени (около 19:00), вроде надо лагерем становиться на ночь, но так как мы на хребте, то речек, ручьев здесь нет, воды нет ... Наши вожди идут разведывать дорогу, притом с велосипедами. Мы сидим, валяемся, отдыхаем. Вокруг, куда ни глянь, только волны гор, если бы не дорога, то ни каких признаков присутствия людей тут нет. Мы не считаемся, мы случайные гости. И где то за хребтами, немного возвышаясь над ними, видна гора Синюха. К ее подножию нам надо, там озеро Белое. Но как же оно далеко!
Возвращаются измученные вожди, им пришлось с велосипедами спуститься с крутой горы, продираться вдоль грязной речки с бобровыми запрудами, а потом обратно забираться к нам. Выяснилось, что мы сбились с дороги. Стали решать куда идти дальше.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога по хребтуГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : И только горы вокругГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Куда дальше?

Предлагалось или до Тигирека с Андреевкой, или возвращаться к месту обеда, к роднику. До Тигирека надо идти дальше по хребту, но там мобильной связи нет. А нам надо вызвать автобус, который через день должен ждать нас на Саввушкином озере. И хотя часть группы хочет прорываться к Тигиреку, решаем все таки тоже прорываться (так как устали и дорога непростая), но к роднику, где обедали. По дороге к роднику Света находит заросшую дорогу к Бугришихе, ту которую нам надо. Мы срезаем, прокладываем путь прямо по траве, по полю. С этого момента мне уже совсем не видится конец сегодняшнего путешествия. Мы все едем и едем. Хорошо хоть солнце садится и не жарко. Зато появляются комары! Кусают во все открытые участки тела и даже сквозь футболку. Опять появляется колея, и не важно еду я или иду, но мне трудно держать равновесие. Поэтому я решаю: пусть меня лучше кусают, чем я завалюсь, потеряв равновесие, когда отгоняю комара! Во время этой бесконечной дороги в сумерках мне приходит в голову, что наверное была такая смертная казнь, когда привязанного человека заедают комары... Уже в темноте спускаемся по ущелью, слышно, как течет ручеек. Наверное здесь красиво днем... Видим вдалеке огоньки деревни. И, наконец, последний участок по полю. Прихожу на стоянку после 23:00. Мы добрались до реки Белой, которую в темноте не видно. Народ идет смывать грязь и пот в речке. Наверное самая экстремальная готовка ужина досталась Рудольфу, Ларисе и Мише. Не смотря на усталость после такого длинного перехода, они сделали замечательно вкусный плов! И даже те, кто пришел к костру только чаю попить, от усталости некоторым не хотелось есть, понемногу отошли и нормально покушали. Изнеможенные Света и Алексей к ужину так и не смогли прийти. В этот день каждый, я думаю, взял на себя столько нагрузки, сколько именно ему в тот момент было по силам. Хотя кто знает, есть ли предел человеческим силам?

Восьмой день.
р. Белая — с. Бугришиха — озеро Белое
Пройдено — 22 км.

Утро нас встречает солнышком, ясным небом. Все вчерашние трудности вспоминаются как приключение. После завтрака переходим вброд речку Белую. Многим приходится снимать с велосипедов рюкзаки, т. к. вода по колено. Моим велошортам такой уровень не страшен!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Брод через реку БелуюГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Брод через реку БелуюГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Река Белая

Доезжаем до Бугришихи, и тут наступает праздник желудка. На местной почте, которая три в одном совмещает еще и магазин и пункт милиции, наши мальчики затариваются свежим, вкусным, разнообразным печеньем. А потом у местных — молоком. Молоко из под коровки с печеньем — вкуснота!!! Мы довольно долго наслаждаемся жизнью, вкушая эти продукты.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Почта в Бугришихе Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Затарка на почтеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога к озеру Белому

Потом до обеда у нас изнурительная дорога под палящим солнцем до озера Белого. На берегу озера нет тени. Все в воду! Мы добрались до конечной точки маршрута. Именно сюда, на озеро Белое, Алексей вызвал вчера автобус, поймав связь где-то на хребте.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога к озеру Белому от БугришихиГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Озеро БелоеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Озеро Белое и гора Синюха

Поэтому наступает расслабуха. Мы батонимся. Ребята на обеде начинают балдеть и играть в "очередь" — "кто последний", "а вас здесь не стояло". После обеда маленькими группами ездим до магазина, затариваемся спрайтом, мороженым, пивом, сыром. Целых полдня купаемся в озере.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Кто последний?Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : К повару на поклонГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Обед на озере Белом

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Механика надо холить и лелеитьГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Инструктор на отдыхеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Жарко!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : А вот такие у нас девчонки!Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : ВелотуристкиГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Так велотуристки ходят по магазинам и в кафе

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : За нас, туристов!Все что ни делается — делается к лучшему. В предыдущий день мы прошли до реки Белой вечером, по холодку и этим избавили себя от участи идти по жаре целый день этот участок пути и затем до озера Белого.
Вечером нас посетил очередной "Омм". Пустили по кругу кружку. Выпили за мальчиков, за девочек, за Алтай, за туристов. Потом традиционно положили руки друг другу на плечи, загудели "Омм". При этом возникло плавное качание круга. Мне кажется если бы не москвич Дима, мы бы упали, ну или круг порвался, но Дима стоял как скала. Он был опорой нашей волнующейся конструкции!
Попытались петь песни, но гитаристам пришлось туго, так как на озере Белом очень много комаров, от них не помогают даже дымовые спирали. Поэтому довольно быстро все разошлись по палаткам. Я какое-то время сидела у догорающего костра. Как всегда в конце похода было немного грустно. В час или в два комары "пошли спать", а за ними и я.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Закат на озере БеломГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Закат на озере Белом

Девятый день.
Утром завтракаем, грузим велосипеды на автобус, грузимся сами и едем в поселок Колывань в музей камнерезного дела. Наша многочисленная группа около музея привлекает внимание местных жителей, и нам предлагают посетить музей лесного дела. Если бы еще подольше постояли, то наверное нам предложили бы экскурсию в музей еще какого-нибудь дела, например дачного )). В музее меня поразила грубая обветренная глыба яшмы. Снаружи обычный булыжник, а какая красота скрывается внутри!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : В музее камнерезного делаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Снова наш автобусГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : До новых встреч!

После музея наш путь лежал на Поспелиху, откуда часть Новосибирцев и я должны отправиться в свой город. В Поспелихе к нам выстраивается очередь прощающихся-обнимающихся. Очень трогательно! Мы остаемся, они уезжают в Барнаул. Оставшиеся новосибирцы — Женя, Дима, Настя и я из уважения к Диминой любви к паровозам едем на какой-то мост. Там Дима хочет сфотографировать проезжающий поезд. Едем по жаре, при которой асфальт начинает плавиться. После этого путешествия отсыхаем в тени около вокзала. Потом наш опаздывающий на 1 час поезд неожиданно, без объявления появляется на станции. Мы бежим к своему тридцать первому прицепному вагону. Успеваем забраться в вагон и поезд трогается. Спасибо Диме и его другу, который совершенно случайно ехал в этом поезде и помогал нам загрузиться. Вспоминаем нитку маршрута и заваливаемся спать.

Что дал мне этот поход:

• Ну, я поняла, что поход — это в какой-то степени спорт, усилие, преодоление;
  • Теперь я знаю какой должен быть рюкзак для велопоходов, знаю, что тормоза не недо смазывать, даже если они скрипят! ))
  • Я стала сильнее и загорелее )), а кожа стала гораздо мягче, ведь мы здорово прочистились — много потели и много пили воды. Рекомендую всем!
  • Я общалась с интересными людьми и узнала много новых песен;
  • Увидела прекрасные места!
  • Поставила себе галочку, куда бы я хотела приехать еще раз.