Город Славгород

Год образования: 1910
Население: 33.2 тыс.чел.
Высота над уровнем моря: 115 м
Телефонный код: 38568
Административный район: Славгородский
Туристический район: Соленые озера, Степной Алтай
Славгород : Фотографии
Славгород на карте Алтая

Между озерами Секачи и Большое Яровое располагается город Славгород. До сентября 2011 года он являлся административным центром Славгородского района, а сейчас представляет собой муниципальное образование, в состав которого включены все сельсоветы бывшего Славгородского района. Город располагается в самом центре Кулундинской степи, что во многом определяет его климатические характеристики. Средняя температура воздуха зимой в данной местности составляет -18°С, летом +21°. Влажность воздуха относительно невелика, среднее же количество атмосферных осадков, выпадающих на территории города — 298 мм. Высота над уровнем моря центральной части Славгорода фиксируется на отметке 115 метров. Площадь непосредственно самого городского образования (без учета площади присоединенных сельских территорий) составляет 58,2 квадратных километра. Численность городского населения — 33,2 тысячи человек.

По длительности своей истории Славгород уступает некоторым другим населенным пунктам края, которые ведут свое происхождение и с XVII и с середины XIX веков. Датой основания города считается 1910 год, хотя непосредственно городской статус основанное на этом месте поселение получило лишь спустя четыре года — в 1914 году. Первые постройки на территории будущего административного центра представляли собой земляные сооружения, своего рода времянки. Постепенно, с усилением колонизационного потока в эту местность из других, более обжитых районов Сибири, они заменялись и вытеснялись более основательными строениями. В это же время на территории нового города и на окрестных территориях наряду с русскими поселенцами начинают селиться и немецкие колонисты. Значимым событием в истории Славгорода является посещение его Петром Аркадьевичем Столыпиным. Рост города, отмечавшийся на протяжении всей его начальной истории, прежде всего, подпитывался потоком переселенцев, постепенно продвигавшихся и осваивавших Кулундинскую степь. Новый импульс этот процесс получил в 1916 году, когда Славгород был соединен с Татарском первой железнодорожной веткой. В дореволюционный период Славгород был по преимуществу торговым центром. Славгородские купцы и торговые предприятия скупали сельскохозяйственную продукцию местных земледельческих хозяйств и затем сбывали её в других регионах. Интенсивное развитие промышленности началось лишь в советскую эпоху. В 20-30-х годах XX века в городе появились железнодорожные мастерские, чугунолитейный завод, предприятия по переработке сельхозпродукции, ремонту сельхозинвентаря. В годы Великой Отечественной войны в Славгород были эвакуированы ряд промышленных предприятий, таких как завод кузнечно-прессового оборудования из Серпухова, Перекопский бромный завод, ставший впоследствии Славгородским химическим заводом. После войны здесь были построены завод радиоаппаратуры, швейная и мебельная фабрики, мясокомбинат, молочно-консервный комбинат, общестроительный трест.

На сегодняшний день Славгород сохраняет некоторый промышленный потенциал, хотя с уровнем индустриализации советской эпохи нынешнее состояние городской промышленности не сопоставимо. Закрыты мясокомбинат и хлебозавод, бывшую швейную фабрику постигла участь многих российских предприятий – после закрытия она была переделана под рынок. Сейчас в Славгороде действующими являются завод радиоаппаратуры, завод кузнечно-прессовых машин и молочный комбинат. Есть несколько малых предприятий по производству безалкогольных напитков, частных хлебопекарен. В целом на 35% сегодняшняя славгородская промышленность представлена предприятиями перерабатывающей отрасли. В городе неплохо развита торговая инфраструктура, достаточно много торговых точек, действуют два комплекса сети «Мария-Ра».

Через Славгород проходят автомобильные и железнодорожные магистрали, соединяющие город, как с районными населенными пунктами, так и с городами других регионов Алтайского края. От него до столицы края, Барнаула, по железной дороге 394 км, а по автомобильной трассе чуть больше — 495 км. Через него проходит автомобильная трасса 1Р 363 ЗмеиногорскРубцовск — Славгород — Карасук. Имеются регулярные автобусные маршруты, как местного значения, так и соединяющие Славгород с Барнаулом и населенными пунктами других районов края. К внерайонным рейсам относятся: Кулунда — Славгород — Бурла и Славгород — Гальбштадт. К внутрирайонным — Кулунда — Славгород и Славгород — Большое Яровое. В городе располагается железнодорожная станция, через которую проходят поезда, как дальнего следования, так и выполняющие пригородные и межрайонные пассажирские перевозки.

Город Славгород Алтайский край : Городской краеведческий музейВ Славгороде сохранились образцы архитектуры разных эпох, представляющие интерес для гостей города. Прежде всего, к ним можно отнести дореволюционные постройки, которые в основном сосредоточенны в историческом центре поселения. В частности — построенное в 1910 году административное здание на улице Ленина, в свое время являвшееся одним из первых кирпичных строений Славгорода. Достаточно много в городе образцов ранней сталинской архитектуры в стиле «ампир». К ним относятся поликлиника (1930г.), база крайпотребсоюза (1928г.), здание педагогического колледжа (1926 г.). Все они также располагаются на улице Ленина. По адресу ул. Володарского находится строение банка, возведение которого относится к 1930 году. Здания почтамта и ветлечебницы, построенные в 1931 и 1929 гг., располагаются на улицах Маркса и Первомайская. В городе есть несколько памятников и мемориалов: памятник Ленину, Столыпину, погибшим в локальных войнах и Мемориал Славы. Отдельного внимания заслуживает местный краеведческий музей, в котором на сохранении и экспонировании находится порядка 2900 артефактов. Он размещается в бывшей конторе купца Селютина, постройки начала XX столетия. В музее можно осмотреть коллекции фото и киноаппаратов, самоваров, нумизматики, познакомиться с особенностями быта первых местных переселенцев.



Опубликовано: 06.01.2014
Текст: Андрей Боковиков (TURISTKA.RU)

1