Бертекская писаница

Высота над уровнем м: 2200 м
Административный район: Кош-Агачский
Туристический район: Чуйские белки
Бертекская писаница : Фотографии
Бертекская писаница на карте Алтая

Плато Укок прежде всего знаменито своей природой и, конечно же, прогремевшей на весь мир находкой мумифицированного тела женщины, захороненной в одном из курганов, относящихся к Пазырыкской культуре — знаменитой «Укокской принцессе». Но этим далеко не исчерпывается богатство и уникальность культурно-исторического наследия этой местности. Одной из таких достопримечательностей является Бертекская писаница.

В конце прошлого столетия на скале Кызыл-Тас, располагающейся в Бертекской долине плато Укок, археологи обнаружили комплекс наскальных изображений, состоящий из зафиксированных на данный момент 120 фигур. Хронологически эти петроглифы относят к нескольким эпохам, самой древней из которых является каменный век. Большая же часть изображений — это выполненные точечной техникой фигуры зверей и антропоморфные изображения, датируемые бронзовым веком и ранним железным веком.

Плато Укок находится на стыке территорий целого ряда государств: России, Монголии, Казахстана и Китая. Преобладающие абсолютные высоты на Укоке достигают 2200-2500 метров над уровнем моря, над плато в среднем на 500-600 м возвышаются горные хребты. С древнейших времен эти территории служили местом захоронений для тех народов и племен, которые в разные исторические эпохи пребывали здесь, используя, по всей видимости, плато не только как своеобразный некрополь для захоронения отправившихся в мир иной соплеменников, но и в качестве места сезонного выпаса домашних животных. Последовательно сменяя друг-друга здесь обитали племена бронзового века, относящиеся к так называемой Афанасьевкой культуре, люди раннего железного века, скифы, гунно-тюркские племена. Бертекская писаница — это своеобразная каменная летопись древнейших культур Алтая, навеки запечатлевшая в скальной породе их след в истории.

В основном все изображения, выбитые на Кызыл-Тас, выполнены так называемой техникой точечной выбивки, когда изображение не прочерчивалось по контуру (как бы гравировалось), а выбивалось отбойником, в качестве которого, видимо, использовали кварцевые породы, точечными ударами. Хотя судя по ряду изображений, зачастую эти техники совмещались. Первоначально, на черновую, изображение прорезалось, а затем по намеченному контуру проходили отбойником, выбивая фигуру животных или антропоморфные изображения уже на бело, по обозначенной границе изображения.

Преобладающими в Бертекской писанице являются петроглифы животных — бегущие олени, верблюды, козероги. Хотя присутствуют и антропоморфные изображения. Сейчас можно только предполагать, какое значение вкладывали в них жившие тогда на Укоке люди. Правомерно будет рассматривать их как определенный религиозно-ритуализированный комплекс изображений, несших некий сакральный смысл, ведомый только их авторам и их современникам и который мы сейчас, в наши дни, можем лишь теоретически реконструировать. Тем более, что среди петроглифов, высеченных на Кызыл-Тасе есть и изображения явно ритуального характера, связанные с культом деторождения, шаманскими практиками и т.д.

Привязать петроглифические изображения к конкретной культуре достаточно сложно, поэтому нельзя сказать однозначно, что то изображение сделано «афанасьевцами», а вот то — скифами. Ученые предпочитают классифицировать их по эпохам, относя к конкретным историческим периодам развития человека. В частности, изображения бронзового века характеризуются четко фиксирующейся особенностью, прослеживающейся и в петроглифах Бертекской писаницы — грибовидное начертание фигур.

Посещение писаницы интересно не только с точки зрения осмотра петроглифов и знакомства с культурой давно канувших в прошлое народов, населявших некогда территории Алтая. Это еще и незабываемые впечатления от окружающей природы, от шумной реки Ак-Алаха, от скалистого ландшафта, окружающего эту местность, да и от природы плато Укок в целом.



Опубликовано: 02.02.2014
Текст: Андрей Боковиков (TURISTKA.RU)

1