Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей.

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с перепадом высоты 500-600 м (могут быть погрешности в измерении), «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).Горный Алтай : Кату-Ярык : Финишная прямая спуска и стоянка Кату-Ярык у  подножия перевалаГорный Алтай : Кату-Ярык : Буксировка на перевал От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину.

Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или других баз.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

В настоящее время становится популярным маршрут Чуйский тракт — Перевал Кату-Ярык — Южный берег Телецкого озера — Переправа на Северный берег Телецкого озера в Артыбаш и Иогач, поэтому посмотрите:

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото
  1. Джип тур (лето)  (7 дней, 135100 р., 5-15 чел.)
  2. Три вершины  (7 дней, 88500 р., 3-12 чел.)
  3. Тур: Комфортный   (10 дней, 121000 р., 3-12 чел.)
  4. Цветение маральника 2025 от Чемала до Чулышмана.   (7 дней, 46000/49000 р., 5-7 чел.)
  5. Золотой Алтай  (7 дней, 84500 р., 3-12 чел.)
  6. Цветущий Алтай  (5 дней, 61000 р., 3-12 чел.)
  7. Джиптуры по топовым местам Алтая.  (7 дней, 70000/90000 р., 3-16 чел.)

    Комбинированные
  8. Большое путешествие через весь Алтай за 14 дней без рюкзаков  (14 дней, 122000 р., 5-20 чел.)

    Конные
  9. Конная прогулка к озерам Уч-Коль в сторону перевала Кату-Ярык  (1 день, 5500 р., 1-6 чел.)

    Экскурсионные
  10. Путешествие на Алтай. 25 локаций за 8 дней  (8 дней, 94600 р., 6-12 чел.)
  11. Весенний Алтай с долиной Чулышман  (8 дней, 63900 р., 6-16 чел.)
  12. Весь Алтай  (12 дней, 91900 р., 7-16 чел.)
  13. Автотур Золотое кольцо Алтая  (7 дней, 59000 р., 7-15 чел.)
  14. Алтай Хрустальная пора  (5 дней, 38500/42000 р., 4-6 чел.)


Опубликовано: 07.06.2010
Обновлено: 12.11.2014
Текст: TURISTKA.RU

5

Населенные пункты