Алтай > Новости

06.08.2014

Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых автодорог мира

Каменные стелы вблизи чуйского тракта

Журнал "National Geographic" опубликовал список самых красивых автомобильных дорог мира. Чуйский тракт (М-52) занял пятое место в этом рейтинге:
1. Франция: ущелье Вердон
2. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт
3. США: Далтон-Хайвей
4. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе
5. Россия: Чуйский тракт
6. Норвегия: Атлантическая дорога
7. Китай: Дорога больших ворот
8. Аргентина: Трасса 40
9. Плато Колорадо. США: Большой круг
10. Австралия: Великая океанская дорога

Федеральная трасса М-52 сейчас носит название «Чуйский тракт» (Новосибирск — Бийск — Ташанта), начинается в городе Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией. Длина трассы — 962 км. Но если вспомнить историю, долгое время Чуйским трактом называли дорогу, которая начиналась в Бийске (там сейчас памятник «Нулевой километр») и шла в сторону Чуйской степи и далее в Монголию. Общая протяженность тракта (от Бийска до границы с Монголией) — 597 км, причем основная часть данной автодороги расположена в Горном Алтае.

Горный Алтай : Алтаеведение : Катунь в районе Малого ЯломанаГорный Алтай : Алтаеведение : База на фоне Чуйских белковГорный Алтай : Алтаеведение : Курайская степь на фоне Северо-Чуйского хребта

Чуйский тракт имеет давнюю историю, не случайно в Бийске открыт «Музей Чуйского тракта». Считается, что на месте Чуйского тракта тысячелетие назад существовала тропа, по которой религиозные паломники совершали восхождение к священному дереву в верховьях Катуни. Постепенно наладился обмен товарами между паломниками и местными жителями. А в период освоения Алтая русские купцы взяли торговлю в свои руки, основав селение Кош-Агач, куда на ежегодную ярмарку приезжали торговцы из Китая и Монголии. Серьезное строительство Чуйского тракта началось в 1901 году, тогда дорогу сделали пригодной для небольших телег, затем дорогу не раз расширяли, выравнивали и выпрямляли. Еще Чуйский тракт известен тем, что в 30-ые годы прошлого столетия и в послевоенные годы здесь работало множество заключенных, и это одна из самых печальных страниц истории Чуйского тракта и нашей страны. Сейчас это асфальтовая трасса хорошего качества, с хорошей разметкой, что вызывает уважение к местным автодорожникам.

Автодорога от Бийска идет с севера на юг, затем поворачивает на юго-восток, проходит через различные климатические зоны и ландшафты. Чуйский тракт проходит недалеко от родины писателя В.М. Шукшина — села Сростки и идет вдоль реки Катунь. Здесь Катунь имеет вид равнинной реки: плавно течет по холмистой местности с березовыми рощами и деревеньками.

На границе Алтайского края и Республики Алтай пейзаж меняется: холмы вдоль автодороги сменяют небольшие горы со скалистыми уступами, покрытые лиственничными и кедровыми лесами. Дорога начинает петлять, повторяя изгибы реки, изобилует прижимами к скалам и обрывами. Катунь радует глаз светло-бирюзовым цветом (хотя в сезон дождей река становится мутной) и бурными водами. То и дело приходится проезжать по мостикам через горные речушки, впадающие в Катунь.

За Горно-Алтайском Чуйский тракт идет вдоль нового искусственного озера в ОЭЗ «Долина Алтая», а между селом Манжерок и поселком Известковый сразу за мостом находится теплое озеро «Бирюзовая Катунь» и Талдинские пещеры с огромными гротами.

Настоящий восторг туристы испытывают от перевала Чике-Таман. Сейчас на перевале отличная двухполосная дорога со смотровой площадкой на самом верху. А совсем недавно, в начале 80-ых перевал считался труднодоступным и небезопасным: в некоторых местах с трудом разъезжались две автомашины, пропуская друг друга. Увидеть старый участок дороги можно поднявшись чуть выше смотровой площадки. На Чике-Тамане сейчас несколько кафе и множество сувенирных лавочек. На смотровой площадке часто многолюдно и есть возможность пообщаться с туристами-экстремалами. В июле 2014 года Туристка.Ру встретила здесь колонну мотоциклистов из Красноярска, которые ехали в сторону Кош-Агача, а также познакомилась с путешественником-одиночкой из Германии. Пожилой немец был на мотоцикле, успел побывать на Байкале, и намеревался съездить в Киргизию и Таджикистан.

Перевал Чике-Таман (3D панорама)

Еще одним местом паломничества туристов является место слияния Чуи и Катуни. Достопримечательность можно обозревать, поднявшись на скальный массив над рекой, а можно обогнуть массив и выйти на вертолетную площадку, откуда также открываются сказочно красивые виды на «столовые» горы и место слияния рек.

Преодолев два красивейших перевала — Семинский и Чике-Таман — туристы попадают сначала в Чуйскую а затем в Курайскую степь. Это одни из самых живописных мест Горного Алтая, поражающие своей величественностью. Со всех сторон дорогу обступают скалы самых разнообразных форм и расцветок. Вдали видны белые вершины гор Северо-Чуйского и Курайского хребтов.

На скалах, расположенных вдоль дороги, встречаются наскальные рисунки, одно из самых известных мест с петроглифами — урочище Калбак-Таш.

В сторону Кош-Агача и Ташанты степь становится каменистой, деревья теперь встречаются очень редко. Несмотря на самое большое количество солнечных дней в году по России в этом районе (даже дома с плоскими крышами в этих краях), в самый разгар лета здесь может выпасть снег. В этих местах еще заметны следы сильнейшего землетрясения 2003 года, особенно сильно пострадал поселок Бельтир.

От Чуйского тракта отходит множество региональных дорог: в сторону Усть-Коксы к рериховским местам и горе Белухе, в сторону Телецкого озера, дорога идет на Улаганский перевал и далее в долину Чулышмана и юг Телецкого озера и др.


3D-панорама: Чуйский тракт и изгиб Катуни рядом с селом Малый Яломан. Съемка: Июль 2013.

Другие 3D-панорамы Алтая