Новосибирск - Кузбасс - Барнаул (часть 2)

Часть 2. Окончание. Начало Путешествия

Если идти от трассы в сторону Красного, то примерно через километр — развилка: прямо — Красное, налево — дорога на Кокуй — Ариничево. Мне — туда. Но до этой развилки ещё дойти надо. Сзади едет легковушка, оглядываюсь, потом решаю, что голосовать здесь не буду, пешком пройдусь и за развилкой начну. Но машина остановилась, хотя перед этим ехала быстро: у неё на ходу отвалилась «мухобойка» — такая пластмассовая штуковина, прикреплённая по краю капота. Осталась держаться с одной стороны на шурупе, или на чём-то там, а с другой — по асфальту бороздит. Мужик обращается ко мне: «Извини, не могу взять тебя, на похороны опаздываю.» Какой разговор!, я даже не голосовал. «Ну ладно!» — говорю — «счастливо Вам!», и тут же соображаю, что сказано не очень к месту. Но, похоже, мужик, находясь в запарке, соображает ещё меньше меня: трогается, на мухобойку — ноль внимания. Кричу ему: «У тебя мухобойка отвалилась!!», мужик замечает её, выходит из машины, отдирает, бросает на заднее сиденье, и жигуль обгоняет меня, уже ушедшего вперёд, и уносится в Красное.

Дорога на Кокуй. Стоит КАМАЗ, ремонтируется. Я прошёл мимо, прошёл ещё с километр. КАМАЗ этот завёлся и поехал. Голосую, посадил. Водитель говорит, что едет в Урск, и при этом неожиданно сворачивает направо, не заезжая в Кокуй. Едем через Хрестиновский, там поворачиваем на Апрельку, дальше — на Урск. Вроде бы так крюк получается, по атласу есть дорога прямее, но водитель сказал, что все так ездят. Всю дорогу — асфальт, дорога не очень широкая, когда две машины разъезжаются, надо притормаживать, но машин мало. И дорога очень живописная. Местность холмистая, лес, на дороге постоянно — повороты, небольшие спуски и подъёмы. Сравнивая эту дорогу с дорогой через Кокуй — Ариничево, которую «знаю» заочно из атласа, решаю, что эта — поинтереснее. После Апрельки — два симпатичных озера, всё, как в атласе нарисовано.

Урск проехали насквозь без остановок, дальше мне – налево, по трассе, которая идёт на Гурьевск, и через сорок километров, миновав три деревни, пересекается с трассой Алтай — Кузбасс. А водителю КАМАЗа — прямо в сторону озера и заброшенной деревни (в атласе — «Урское (нежил.)»). Похоже, что не совсем нежилая эта деревня, ну, да это осталось моими догадками. С водителем КАМАЗа попрощался, на расспросы о местных деревнях и дорогах, ведущих к ним, времени уже не оставалось.

Пора было уже подумать об обеде. Погода была по-настоящему летняя, и обед хотелось устроить возле воды, умыться, помыть ноги, в идеале — искупаться. Судя по атласу, ближайший водоём по моему маршруту — ручей в деревне Подкопенная через два км.

Но до Подкопенной я не дошёл, застопился Москвич с двумя бородатыми мужиками, (у меня сразу мелькнула мысль о староверах,) ехали в Гурьевск. Один мужик, который за рулём, — светловолосый и светлобородый, возраст — лет 25, второй — тёмный, лет 45-50. А во всём остальном – очень похожи друг на друга. Оба среднего роста, среднего телосложения. Чувствуется, что мужики крепкие, привычны к самой разной физической работе, и нисколько этой работой не согнуты. Оба одинаково живые и в то же время — степенные. Если бы у второго не было такого количества морщин на загорелом лице и шее, то можно было бы подумать, что они ровесники. Разговаривали мужики между собой, практически не переставая. Наверное родственники, или добрые знакомые, которые не часто друг с другом встречаются, а когда встречаются — всегда есть о чём поговорить. То есть я, как собеседник, им не очень-то нужен. А автостопщика подобрали — просто как само собой разумеющийся поступок: подобрать попутчика, если есть место в машине.

Дорога опять идёт по очень живописным местам: несколько мелких озёр и небольшие смешанные лесочки.

В деревне Новопестерево остановились, старший из мужиков зашёл в магазин, чтобы купить карточку оплаты сотовой связи ТЕЛЕ-2. Раньше только Би-Лайн здесь был, теперь вот ТЕЛЕ-2 пришло, подешевле стало. Пишу сейчас, спустя больше месяца, по памяти, но надеюсь, ничего не путаю.

Из их разговоров стало понятно, что да, действительно они из староверческой деревни, но сами – вполне мирские люди, своих ортодоксальных земляков оценивают со стороны, и в разговоре эта тема прошла. Запомнились две фразы: что кто-то где-то там ещё собирается помолиться, и что «Хорошо, что палками со двора не выгоняют» — имея в виду, что тебя, человека отошедшего от их религии, не выгоняют.

Впереди мужики сидят, о своей сельской жизни разговаривают, сзади, рядом со мной, мешки с овощами. Машинка, Москвич-2140, типичная «рабочая лошадка», едет резво, не капризничает. На улице — солнечное лето, окна открыты. Одно только портит благостное настроение. Иногда доносится запах угарных выхлопных газов, видимо в машине не всё с этим нормально. Видимо у хозяина хватает денег только на то, чтобы содержать машину в таком состоянии, чтобы ездила, а комфорт людей, которые в ней едут, приходится приносить в жертву. Да ладно бы только комфорт, вот похолодает, с открытыми окнами не поездишь, тогда в машине вообще душегубка будет.

Вышел, не доезжая нескольких километров до перекрёстка с трассой Алтай-Кузбасс, возле ручья Уськанда. Здесь две трассы идут параллельно на расстоянии около километра друг от друга. Чистый ручеёк, заводь в том месте, где ручей уходит в трубу под дорогой. Можно было, конечно, прямо здесь и остановиться на обед. Но мне захотелось уйти в лес подальше. Решил подняться вверх по ручью. Прошёл до трассы Алтай-Кузбасс, поднялся на насыпь, пересёк. С той стороны трассы — болотце в том месте, где ручей упирается в насыпь. Если бы при строительстве дороги то место очистить, все деревья вырубить, то получился бы небольшой чистый прудик, а так, как получилось на самом деле — среди воды стоят и гниют погибшие деревья, и подходить близко к этому болоту никакого желания нет. Прошёл вверх вдоль ручья около километра. (Там есть дорога.) Попробовал подойти к ручью. Ручья не нашёл. Русло с влажной землёй. Видимо, верховья ручья пересохли в эту осень. Прошёл ещё около километра по дороге вверх по распадку, и когда трасса оказалась закрыта от меня деревьями, и шум её перестал быть таким назойливым, остановился на обед. Дрова – вот они, искать не пришлось, вода была с собой, ещё в Новосибирске две бутылки набрал.

Погода — настоящий летний день. Пока шёл пешком, весь вспотел. Сидя в тени, сварил кашу, поел и хорошо отдохнул. Теперь ещё обратно на трассу надо выйти. Времени на этот обед потратил много, но совсем не жалко. Хотя шансы доехать до Барнаула сегодня из-за этой задержки сильно уменьшились. Ведь по продолжительности светлого времени этот тёплый день всё-таки остаётся осенним.

В планах у меня было, если не будет уверенности, что успеваю доехать до Барнаула сегодня, остановиться на ночёвку пораньше и, пока светло, поискать местечко посимпатичнее и дрова (не май месяц! ещё и в том смысле «не май», что в таких удобных и красивых местах после лета остаётся очень мало дров, так что за дровами скорее всего придётся ходить куда-то далеко). Что хорошее место найдётся, я не сомневался. Скорее всего это могло оказаться в Залесовском районе, или в Заринском, а если бы очень сильно не повезло (в прямом смысле, но отнюдь не в переносном!), то где-то на Салаирском Кряже, где и вовсе — горная тайга с чистыми ручьями в каждом распадке.

Позиция очень удобная и вид красивый. В паре километров от меня дорога выходит из леса и пересекает распадок по высоченной насыпи, которая её очень сильно выполаживает. Я нахожусь в самой верхней части подъёма, где уже совсем слабый уклон. Мне всё прекрасно видно, меня на фоне неба — тоже. Лес на холме на другой стороне дороги даёт тень, которая местами ложится и на мою обочину. Хочется спрятаться в тень, но, стоя на солнце, я буду лучше виден. Постоял, остыл после подъёма с рюкзаком, оказалось, что и на солнце не сильно жарко.

На свете счастья нет!
Но есть покой и воля!

Так сказал Поэт, и эти строки как нельзя лучше передают мои тогдашние ощущения на позиции. А, если описывать прозой то, что было в тот момент у меня в душе, то ночевать я в этом месте, конечно, не собирался, а вот чтобы задержаться на часик-другой, ничего против не имел. Поэтому решил для себя, что голосовать буду не очень упорно. Засекаю время и голосую 25 минут. Если не уехал за это время — поднимаюсь на взгорочек, и там в таком месте, где меня не будет видно с трассы, а мне, соответственно, трассу не видно и не сильно слышно, сижу, наслаждаюсь жизнью и медитирую, потом — спускаюсь к трассе и опять 25 минут голосую.

Последнее время автостопом езжу редко, если надо доехать быстро, то есть другие способы, более подходящие для этого.. То, что я теперь стараюсь помедитировать в тех местах, где приходится постоять, связано также и с тем, что автостоп для меня сейчас — не вынужденный способ передвижения, как бывало иногда раньше, а интересный способ провести свободное время. И вот какое интересное наблюдение: медитирую, казалось бы — время трачу, но средняя скорость передвижения нисколько не уменьшается. А вот интересного общения в путешествии как-то заметно добавляется.

Примерно на 23-й минуте стопится грузовичок «Ниссан» с большой, как у КАМАЗа, кабиной.

Опять водитель, который «вообще-то никого не берёт».

Парню лет 28. Нам с ним оказалось по пути до Барнаула. О чём мы только с ним за эту дорогу не переговорили! Всего и не упомянешь, и не упомнишь.

Проехали несколько километров. Я успел рассказать о цели и плане своего путешествия.

Въезжаем в горно-таёжные места.

«Сейчас мост будет, это — самый высокий мост на этой дороге.» — говорит водитель.

Мне с левого пассажирского сиденья видно похуже, чем ему с правого водительского. «Сейчас я влево прижмусь, посмОтрите.» Переводит машину на встречную. (Машин на трассе нет ни встречных ни попутных.) Теперь мне с моей стороны всё прекрасно видно. Конечно, это не Горный Алтай и не Саяны, масштабы помельче, но, честное слово, горная тайга осенью – одно из самых красивых зрелищ, которое мне приходилось когда-либо видеть. «Да», отвечаю – «есть на что посмотреть».

Похоже, что тема «где какая есть дорога, и какие у этой дороги свойства» пойдёт хорошо. Значит – начнём с классики автостопного жанра! Самое логичное — продолжить разговор про ту дорогу, по который едем сейчас.

Спросил, как здесь зимой?

Кемеровскую часть дороги чистят хорошо, а Алтайский участок — не очень. «Они пускают две снегоуборочные машины на трассу, а машины эти с трассы сворачивают и по деревням калымят.» После снегопада Алтайский участок — «это что-то с чем-то».

Ещё я его спросил про дорогу через Заринск. Ответ был, можно сказать, отрицательный. Он по ней проехал один раз и больше не ездит. По километрам экономия совсем не ощущается, а качество асфальта — плохое. И время теряешь, и для машины нехорошо.

Когда стало понятно, что он едет не в Барнаул, а дальше, я поинтересовался, на какое направление он будет выезжать из Барнаула. Не помню уже, в какой район он ехал, куда-то на пару сотен км. к западу от Барнаула, и туда можно доехать двумя способами: ехать от Барнаула на Алейск, потом повернуть направо, или ехать из Барнаула на Павловский тракт, потом в каком-то месте свернуть с тракта налево. Если бы он ехал через Алейск, то мне было бы совсем удобно: он бы меня так довёз, что мне до родительского дома оставалось бы 2 км пешком. Впрочем, если он едет через Павловский тракт, тоже нормально: до города довезёт — и ладно, время ещё не позднее, доберусь на автобусе без проблем.

Дорогу Барнаул — Алейск он почему-то не любит. Я так понял, что из-за обилия подъёмов и спусков.

А вот трассу Кузбасс — Алтай, по которой мы сейчас едем, наоборот хвалит, как раз за то, что все подъёмы-спуски очень пологие. И на меня сама дорога произвела впечатление, даже больше, чем места, по которым она проходит. Дорогу эту изначально проектировали и начинали строить, как железную. Почему не построили железную, а построили автомобильную, есть по крайней мере две версии. Первую версию рассказал водитель. Что всё дело в одном участке, где оказался «плывущий» склон глиняной горы. Там, говорит, этим летом асфальт после дождя уполз. В те дни он сам там проезжал, «Это» — говорит — «Что-то с чем-то». Проехали мы этот участок, десяток метров с корявым, наспех положенным асфальтом. Небольшая пологая горка слева. Справа, совсем недалеко — седловинка и соседняя гора. В общем, всё некрутое и невысокое. Думаю, просто после Перестройки, в то время, когда и на имевшихся-то железных дорогах кое-где пути разбирали, на постройку новой железки просто не нашлось денег. А на постройку автодороги – нашлись. Наверное, сыграл свою роль и тот фактор, что при строительстве автодороги можно было рискнуть и не укреплять плывущий склон, сэкономить. Ну, а теперь в этом месте асфальт время от времени уплывает вниз по склону. Все, кто ездит по этой дороге, наблюдают это и делают выводы. А, если бы здесь стали строить железную дорогу, такая экономия была бы недопустима. И после никто, кроме специалистов, и не задумывался бы о том, сколько денег было вложено при строительстве в укрепление склона. Сидели бы себе в мягких вагонах, чаёк попивали, да в шахматы играли…

Летом, говорит, на этой дороге велосипедистов много по выходным, и не только. Оно, конечно, понятно: места для туризма привлекательные, дорога для велосипедов удобная, из Барнаула или Ленинска-Кузнецкого на выходные вырваться – вполне реально.

Проехали мимо Залесова, потом пересекли реку Чумыш. Где-то в этих местах по моему плану получалось самое вероятное место ночёвки. Время было 7-й час вечера, и, если бы, к примеру, этот водитель ехал до Залесова, то я бы дальше уже не стал стоять на трассе, а пошёл выискивать место ночлега.

Другое дело, если бы он не ехал до Барнаула, но ехал бы до Среднесибирской. Тогда я мог бы доехать до Барнаула по железной дороге, успевал на последнюю электричку. (электричка эта, Красный Боец — Барнаул отправляется из К.Б. в 20-43 и в 21-09 проходит по Среднесибирской.) Такой вариант тоже был предусмотрен в моём плане.

А тогда, когда проезжали мост через Чумыш, я порадовался, что не придётся ночевать на улице, потому что небо впереди было затянуто тучами, и ночью здесь точно будет дождь. А скоро мы в этот дождь въехали. Всё, лето-2009 закончилось!

Лето-то закончилось, а дорожные разговоры не прекращаются. Парень родом с Алтая, как раз из тех мест, где я побывал летом, — из Чарышского района. То ли из Большого Бащелака, то ли из Малого, не помню. В тех местах тоже новую дорогу проложили совсем недавно, по которой он теперь постоянно ездит на малую родину из Новокузнецка, а я по этой дороге летом прошёл.

С дорог разговор сам собой перешёл на города.

Поговорили про Новосибирск и Новокузнецк. Однажды, несколько лет назад, у него был в Новосибирске неудачный опыт: сначала он приехал по указанному адресу, там оформили документы на груз, а потом послали его на склад на другой конец города. Это в середине рабочего дня, когда все внутригородские магистрали в пробках. Много времени потратил. В Новокузнецке, говорит очень хорошо, что есть объездные дороги для проезда с одного конца города на другой. «Но теперь-то в Новосибирске такого уже нет» — отвечаю я ему. Теперь у всех на складах факсы, и документы прямо на складе оформляют — я говорю, и он с этим соглашается. Зато, возвращаясь к тому случаю, ему очень понравилось, как разгружают-загружают машины в Новосибирске. Два-три часа — и машина готова. Сравнивает с тем, как разгружают в Новокузнецке: «Это что-то с чем-то. Могут и два дня тебя разгружать после рейса.»

Ещё, у него в Новосибирске живёт армейский друг, к которому он собирался в тот раз заехать, но не получилось. Друг переехал, адрес поменялся, соседи могли бы дать адрес родителей друга, но времени на такие сложные многоходовые поиски у него не было. Хочет съездить, разыскать друга, уже лет 8 не виделись. «Если ехать, то надо ехать специально для этого,» — отвечаю — «не стоит надеяться, что удастся совместить рабочую поездку и поиск человека в чужом городе. Такое удачное совпадение можно ещё несколько лет ждать и не дождаться, а потом — вообще следы человека потеряются.»

Про кризис поговорили. Он страшно доволен, что полтора года назад не стал покупать легковушку в кредит, устоял против уговоров жены.

«Да, кредиты,» — это уже я ему говорю — «если проследить ВСЮ ЦЕПОЧКУ, откуда куда идут деньги: откуда они берутся у работодателя, который платит зарплату человеку, взявшему кредит и выплачивающему этот кредит с процентами, откуда деньги пришли к тому заказчику, который платит этому работодателю,…»

Ладно, сейчас эту тему здесь развивать не буду.

А везёт он на Алтай, вы не поверите, сено! Регулярно возит туда сено из Кузбасса, куда-то в фермерское хозяйство, где выращивают коров. Говорит, что там на Алтае, в степях, трава вся сухая, и сено не такое вкусное для коров, как в Кузбассе. А оттуда в Кузбасс — возит мясо. К определённому часу он должен приехать в это фермерское хозяйство. По какой-то неизвестной для меня причине он должен туда приехать в начале ночи. Там машину быстро разгружают, потом около 2-х часов уходит на санитарную обработку грузового холодильного фургона, водитель может поспать, потом — погрузка, и в обратный путь рано утром.

А Барнаул всё ближе и ближе. Водитель доволен, что так интересно время в пути прошло, а ведь в этих разговорах он сам говорил раза в три больше, чем я! Между прочим пожаловался мне, что обычно после поездки голова дурная. «Всю дорогу крутишь музыку, по мозгам целый день долбит.»

Да уж, музыка… Тема, которую корифеи автостопной науки НЕ рекомендуют развивать в разговоре с водителями. (Между прочим, так же НЕ рекомендуется говорить о политике.) А музыка, которую слушают в пути большинство водителей, — «это что-то с чем-то». Надеюсь, человек, который сейчас читает эти строки, не крутит в данный момент баранку, и я могу не заниматься самоцензурой и высказать своё скромное, ненавязчивое, но совершенно определённое мнение.

А в Барнауле, буквально через две минуты, как я вышел, меня оштрафовали гаишники за то, что перешёл дорогу в неположенном месте. У них там какой-то рейд был — пешеходов штрафовать. Место такое, что очень много людей переходят проезжую часть не по пешеходному переходу, а метрах в сорока в стороне, где им удобнее. Иногда создают при этом помеху транспорту, иногда не создают. Я вот, к примеру, не создавал. Окликают меня, просят подойти. Можно было, конечно, по-пацански убежать от гаишников, но я давно уже так не развлекаюсь. Даже в электричках билет всегда покупаю. А если не успел купить, и контролёры идут, — спокойно плачУ штраф, уже лет 10, как. Чё бегать-то по вагонам с рюкзаком? Что в этом интересного?, лучше книжку почитать спокойно.

Подошёл к гаишной машине. Предложили сесть в машину. Но для этого пришлось бы рюкзак снимать, а положить его там было некуда, кроме как на асфальт. А рюкзак я как раз вчера постирал. Всё-таки асфальт в городе будет погрязнее, чем трава на обочине трассы. Так что стою я возле их машины, один гаишник сидя в ней, протокол на меня пишет, ещё двое — нарушителей ловят. А писать в протоколе много чего, долго. А у меня настроение — прекрасное. Чё, из-за того, что мне сейчас штраф выпишут, огорчаться, что ли? Или из-за того, что я сейчас 10 минут времени потеряю, огорчаться? Нет, конечно, если очень хочется, если постараться, повспоминать, то, может быть не огорчаться, но позлиться повод очень легко найти. Вот буквально позавчера, когда я переходил улицу на зелёный свет, передо мной промчался один на машине на красный! И ведь никто его не остановил и не оштрафовал! А сейчас я переходил улицу аккуратно и внимательно, никому помех не создавал, а меня собираются оштрафовать. Вот где справедливость?!! Вот ГДЕ были эти гаишники позавчера, когда на перекрёстке Ватутина и Котовского происходило вопиющее нарушение ПДД?!!!?

Стоп, что-то тут не то…

Перекрёсток Ватутина-Котовского — в Новосибирске, а сейчас я — в Барнауле, и гаишники, которые меня тормознули, – барнаульские… Короче, ни огорчиться, ни разозлиться не получается. Да и ладно, не очень-то и хотелось!

«Тяжело вам» — говорю — «писать много приходится». «Ничего!» — отвечают — «Мы привыкли».

Тут две девушки переходят проезжую часть, идут с трамвайной остановки. И, естественно — не по переходу, и вообще чуть ли не прямо на нас идут. Кричу им: «Девушки! Сюда не ходите! Оштрафуют!» Девушки, естественно, на мой крик — ноль внимания. Один из ловцов тормозит их и подводит к машине. «Девушки, я же вам кричал, чтобы сюда не ходили»… Тут «мой» протокол выписывать закончили, так что не знаю, что стало дальше с теми девушками, выписали им штраф, или просто «поругали».

До сих пор я тот штраф не оплатил, и протокол тот сунул куда-то, найти нигде не могу.



Комментарии и отзывы на форуме


Алексей Жданов
Россия, г. Новосибирск



Опубликовано: 30.12.2009