Ининский (Цаплинский) мост

Старый подвесной Ининский мост - это одна из страниц в истории Чуйского тракта. Когда в 1922 г. Чуйский тракт был объявлен трактом государственного значения и через 6 лет сюда пришли колонны машин для регулярной поставки грузов в Монголию, появилась необходимость в более безопасной переправе через Катунь. Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий. Ининский подвесной мост является первым в мире двухцепным мостом подобной конструкции. Он был спроектирован Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Мост находится в селе Иня Онгудайского района Горного Алтая.

Подвесной мост видно с трассы и от нового железобетонного моста. Подойти и подъехать к старому мосту можно только по правому берегу Катуни. В центре села Иня, около магазина, надо повернуть направо к реке и дальше немного пройти по старой дороге, где проходил раньше Чуйский тракт.

Уникальный подвесной мост является памятником строительства сталинской эпохи. Строили мост 3000 заключенных 7 отделения Сиблага. После окончания работ заключенным обещалась амнистия, поэтому мост еще назывался "дембельским". Часть заключенных после окончания строительства действительно получила амнистию. На пути по Чуйскому тракту одна машина с амнистированными упала с обрыва. Погибло 27 человек...

Руководил строительством моста сам Сергей Афанасьевич Цаплин. За перевал Чике-Таман трудно было забросить технику и материалы, поэтому максимально использовали местные возможности. Жители села Иня заготовляли для строительства первоклассную древесину лиственницы. Тросы для моста скручивали на льду Катуни с помощью машины. Натягивали канаты вручную. Мост был построен практически за одну зиму. Работали и днем, и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 г. прошло первое испытание, когда по мосту одновременно проехали шесть автомобилей ЗИС с грузом от 6 до 8 тонн. 1 мая 1936 г. мост был пущен в эксплуатацию. Это был радостный день для строителей и для жителей села Иня.

Цаплиснкий мост функционировал до 1970 г. Все время работы он охранялся, на нем висели фонари, стояли сторожевые будки с телефоном. Общая длина моста по настилу составляет 142 метра, опоры моста представляют собой железобетонные рамы высотой 21 метр. Цепи моста перекинуты через вершины опор и закреплены в анкерных плитах. В 1994 г. мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации.



Ининский (Цаплинский) мост : Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Алтай в мае. Весенняя сказка Чуйского тракта. Мульти-активный тур  (3 дня, 16000 р., 6-12 чел.)
  2. Автотур по Чуйскому Тракту  (3 дня, 9000 р., 3-6 чел.)
  3. Алтайская кругосветка № 04056  (10 дней, 30690/36110 р., 6-20 чел.)

    Вело-водные
  4. Алтайскими тропами и Рафтинг Средняя Катунь  (9 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

    Велосипедные
  5. Алтайскими тропами  (7 дней, 25000 р., 6-15 чел.)

    Водные
  6. Рафтинг. Вся Катунь  (7 дней, 22000/25500 р., 6-12 чел.)
  7. Сплав по Чуе и Катуни № 04009  (12 дней, 25600/30110 р., 5-12 чел.)
  8. Сплав по рекам Чуя и Катунь, от с. Чибит до с. Еланда  (8 дней, 25000 р., 6-12 чел.)
  9. Водный экстрим (Чуя-Катунь)  (8 дней, 25200/23000 р., 6-12 чел.)

    Детские программы
  10. Телецкое озеро – Актру – Нижняя Катунь  (11 дней, 48000 р., 10-20 чел.)

    Комбинированные
  11. Телецкое озеро – Актру – Средняя Катунь  (11 дней, 38000/47500 р., 6-12 чел.)

    Конно-водные
  12. По Восточному Алтаю и Средняя Катунь.  (11 дней, 32500 р., 6-12 чел.)

    Конные
  13. Звериными тропами Айгулакского хребта  (6 дней, 22500 р., 6-12 чел.)
  14. Шавла - жемчужина Алтая  (10 дней, 29700/27500 р., 6-15 чел.)
  15. По Монгольскому Алтаю  (15 дней, 73000 р., 6-14 чел.)

    Охота и рыбалка
  16. Рыбалка на реке Кадрин. Конный тур  (11 дней, 36500 р., 6-12 чел.)

    Пеше-водные
  17. Треккинг к Белухе и рафтинг по всей Катуни  (14 дней, 37000 р., 6-12 чел.)
  18. К подножью Белухи в сопровождение вьючных коней и Вся Катунь  (14 дней, 36500 р., 6-12 чел.)
  19. В царство белых вершин и белой воды  (8 дней, 19400/21600 р., 6-12 чел.)

    Пешеходные
  20. Тайна шелкового пути + Шавлинские озера (пеший/конный)  (10 дней, 30500/35500 р., 6-17 чел.)
  21. К Шавлинскии озерам  (9 дней, 19500 р., 6-12 чел.)
  22. К леднику Маашей  (7 дней, 18500 р., 6-12 чел.)
  23. Шавлинские озера, пеший тур с конным сопровождением  (9 дней, 22000 р., 6-15 чел.)

    Фототуры
  24. Май на Алтае. Цветение алтайской сакуры  (3 дня, 18000 р., 6-12 чел.)

    Экскурсионные
  25. Тур выходного дня. Чуйские истории  (4 дня, 14000 р., 6-12 чел.)
  26. Алтай – Земли Алтарь  (14 дней, 83500 р., 6-12 чел.)
  27. Алтайская неделя № 04057  (8 дней, 13550/23740 р., 1-24 чел.)
  28. Тайны древнего пути  (10 дней, 62800 р., 6-12 чел.)
  29. По Чуйскому тракту, экскурсионный автотур  (5 дней, 19000 р., 6-12 чел.)
  30. Калейдоскоп Алтайских гор - мозаика странствий  (9 дней, 49370 р., 6-18 чел.)
  31. В глубь веков  (8 дней, 45500 р., 5-10 чел.)
  32. Места силы  (10 дней, 46900 р., 6-12 чел.)
  33. По Горному Алтаю и Монголии  (14 дней, 82000 р., 5-10 чел.)
  34. Алтай - земля духов / Алтай - земля духов+  (8 дней, 37900/46200 р., 6-14 чел.)
  35. Большое Алтайское приключение  (11 дней, 52000 р., 6-15 чел.)
  36. Лучший тур на Алтае АЛ 0111  (8 дней, 45000/43500 р., 5-12 чел.)


Опубликовано: 29.01.2014
Текст: Татьяна Андреевская (TURISTKA.RU)

2