Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей. Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад. На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).Горный Алтай : Кату-Ярык : Финишная прямая спуска и стоянка Кату-Ярык у  подножия перевалаГорный Алтай : Кату-Ярык : Буксировка на перевал От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или других баз. Расценки 2014 года: до первого подъема 2000 руб, до конца перевала — 3000 руб.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Автотур "Чудеса Алтая"  (4 дня, 17000 р., 6-10 чел.)
  2. Золотое кольцо Алтая  (11 дней, 36000 р., 6-12 чел.)
  3. Большой тур по Алтаю — «Планета Алтай»  (14 дней, 65990/71700 р., 7-14 чел.)
  4. Алтайская кругосветка № 04056  (10 дней, 23260/27360 р., 6-20 чел.)

    Вертолетные
  5. Золотые Горы Алтая  (7 дней, 22000 р., 4-10 чел.)

    Зимние
  6. Тур "Зима на границе"  (6 дней, 26500 р., 5-10 чел.)

    Комбинированные
  7. Алтайский обзорный (М-173-1)  (10 дней, 34900 р., 5-22 чел.)
  8. Большой тур по Южному Алтаю  (10 дней, 89000 р., 1-4 чел.)

    Экскурсионные
  9. Алтай сокровенный  (12 дней, 42000 р., 4-10 чел.)
  10. Майские праздники на Кату-Ярык.  (0 дней, 16000 р., 6-9 чел.)
  11. Калейдоскоп Алтайских гор - мозаика странствий  (9 дней, 49780/43290 р., 6-18 чел.)
  12. Алтайский кольцевой с посещением плато Укок  (9 дней, 52780/45290 р., 6-12 чел.)
  13. Сердце Алтая  (8 дней, 37490 р., 6-14 чел.)
  14. Алтай заповедный № 04000  (15 дней, 59450/69940 р., 6-20 чел.)


Опубликовано: 07.06.2010
Обновлено: 12.11.2014
Текст: TURISTKA.RU

5

Достопримечательности