Автопробегом по Горному Алтаю

26 мая 2006 (пятница)

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Сборы15:40. Дождь в дорогу — хорошая примета. И вот, он начинает накрапывать. Мы уже почти упаковались. Впрочем, это громко сказано. Особо «паковать» в этот раз ничего не надо. Багажник у Уазика объемный, видал и не такое. Игорь (далее Командор) распределяет последние ценные указания «в живую» и по мобиле. Нас провожает еще один Игорь – дизайнер, много сделавший для издательства «Арта», обещавший сделать буклет для Туристки.ру (уже три раза обещал), но пока все в разработке… Командора провожает подруга, которую он между делом ласково называет «Заяц», в один из прощальных моментов она подсовывает кулек с бутербродами, которые, забегая вперед на половину суток, оказались очень вкусными и пришлись весьма кстати… Сели, поехали. В «Золотой роще» загружаемся продуктами питания, заливаем полные баки АИ-80 на заправке возле Шлюза, и — вперед... Похоже, у машины постоянно должен кто-то оставаться. Здесь оборудования по стоимости — больше самого УАЗика…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Последние указанияНаше турне — это очередная экспедиция издательства «Арта» по Горному Алтаю. Мы собираем информацию для нового супер-пупер Атласа Республики Алтай, издание которого приурочено к торжественному событию — празднованию 250-летия вхождения алтайского народа в состав России. Правда, в продажу он, к сожалению, пока не поступит, и даже, наверное, не пока, а вообще. Но собранный материал пригодится и для следующих изданий… А началось все с того, что издательство «Арта» выпустило тиражом в три тыщи экземпляров автомобильно-туристическую карту «Дороги Горного Алтая», которая покрывает территорию, прилегающую к главным автомагистралям Республики. «Главных автомагистралей» в Горном Алтае не так уж и много, но основные фишки этого издания – это масштаб (километровка) и достоверность-актуальность информации. В отличие от многих издателей картографического материала, сотрудники издательства лично проехали и продолжают проезжать по всем дорогам, обозначенным в издании. При этом основная информация на карте берется со спутниковых снимков, а местоположение отдельных объектов, наносимых на карту, определяется и фиксируется при помощи GPS-навигатора, прицепленного к ноутбуку. Высокие технологии, не хухры-мухры (на правах рекламы, кстати)…, но об этом — ниже…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Начало путиВ марте администрация Горно-Алтайска проводила конкурс-тендер на изготовление этого юбилейного супер-пупер-атласа «Республика Алтай», и издательство «Арта» в напряженной борьбе этот конкурс выиграло. В данный момент на этот проект в поте лица работает более полусотни человек — художники, дизайнеры, верстальщики, корректоры, допечатники, журналисты, картографы, консультанты, среди которых профессора, кандидаты и доктора наук… Наша текущая задача — проверка собственных векторных данных по приборам, классификация дорог, так как по снимкам не поймешь, позиционирование отдельных объектов и т.д. Нужно также по возможности закрыть оставшиеся белые пятна в фотоматериалах, в частности — по памятникам природы Республики Алтай. С памятниками природы — это отдельная песня. Про многие из них никто кроме специалистов толком не знает, где они находятся и почему свой статус получили. Существенная часть памятников труднодоступна, тем более, что в горах в мае еще порядком холодновато. Перед отъездом коммерческий директор издательства «Арта» проникновенным и поучительным тоном молвил мне: «…И запомни! В горах копченых еще не находили, а обмороженных — до фига». Это к тому, что свитер надо брать. Я это принял к сведению…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Полевая лаборатория16:44. Проезжаем пункт ДПС по дороге к Бердску (в народе — «Вшивая горка»). Все, что осталось позади, потихоньку отступает, все мысли уже там, на Алтае. У дороги продают воздушных змеев. Хороший маркетинговый ход, кстати. Так же как дрова и уголь, которые теперь тоже продают у дорог. Как говорится, дорога ложка к обеду. Вот и нам нужно успеть собрать как можно больше информации и привезти все в срок. В первых числах июня атлас пойдет в тираж, а нужно все как всегда — «вчера».

17:00. Проехали Бердск. Илья обустраивает сзади полевую лабораторию, настраивает GPS. Ловим 8-9 спутников, это нормально, даже более чем… Я сижу впереди, свыкаясь с вынужденной ролью штурмана, впрочем, весьма условной. Начинаю потихоньку усваивать новую для себя информацию. Вот, к примеру, как вы думаете, в чем разница между GPS-навигатором и GPS-приемником? Вы знаете? А я вот раньше не знал. Оказывается, хороший GPS-навигатор — это девайс, который имеет дисплей, поддерживает точечную и трековую навигацию, понимает полигональные объекты и может работать с полнофункциональными векторными картами. А GPS-приемником можно называть все, что хотя бы текущие координаты показывает. Сейчас даже наручные часы с такой функцией бывают. Впрочем, как я понял, границы в понятиях тут весьма условны.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Ульян на горной дороге17:56. Идем около 100 км/час. GPS показывает 95. Для УАЗика это дофига, но не для этого! Командор очень гордится свей машиной. Родной двигатель стоял на 68 «кобыл», сейчас — сотка, волговский. Карбюратор — тоже не простой, экспериментальный, «солекс», кажись, называется, я не сильно в этом разбираюсь. Короче, по паспорту для УАЗика расход бензина — 18 литров на 100 километров, а наш аппарат аккуратно кушает 12-13, ну, это по асфальту конечно, а ездить ему приходится далеко не всегда по асфальту… Эту машину Командор затачивал для охоты. Половина крыши УАЗика — от японского микроавтобуса «MAZDA BONGO», по ней можно даже побегать, она усилена. Да-да, здесь есть верхний люк, не предусмотренный заводским проектом, в который могут одновременно высунуться два охотника с огнестрельным оружием и стрелять, стрелять, стрелять… Бах-бах! Прямо на ходу. У меня относительно этого в уме всплывает две картинки — сафари на джипах из всяких кинофильмов и мой десятилетний сын, играющий по сетке в “Counter Strike”. Сам я на настоящей охоте был всего один раз, лет пятнадцать назад на Алтае под Рубцовском в гостях у тестя бывшего однокурсника. Тогда был мороз за 30, и никого мы так и не убили, только по спичечному коробку под вечер дробью постреляли, чтоб не обидно было…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Ульян на переправеА вообще, УАЗики бывают разные. И называют их в народе разными словами — «буханка», «санитарка», «бобик», «козел» и др. Заводское исполнение нашего аппарата иногда называют «фермер». Это значит, что по внешней форме он как «буханка-санитарка», но за двумя передними сидениями (водитель + штурман) есть еще место для двух-трех пассажиров (всего по паспорту — 5 человек), а потом — стенка, за которой находится объемный багажник. Когда Командор едет, скажем, в долину Чулышмана большой компанией на всяких джипах и прочих крутых тачках, этот багажник, как правило, принимает в себя довольно много всякого груза, которому не нашлось места в других транспортных средствах. Отсюда имеет корни еще одно название аппарата — «Бухлобус». Но сам Командор называет свой верный аппарат ласковым именем Ульян. Есть в русском языке такое понятие — «имя собственное», это я еще со школы помню. Так вот, это имя и есть самое настоящее. То, что это так, можно легко увидеть по выражению глаз Командора, когда он его произносит. И по интонации голоса. Порой это звучит примерно так же, как и когда он произносит имя Заяц, имея при этом в виду Ту, которая его провожала, а вовсе не Того, который в ближайшие несколько дней не раз мелькнет в свете фар у дороги…

Ну что ж, для полноты картины следует добавить, что сиденья в салоне Ульяна не заводские, а от дорогущей BMW Командора, на которой он в свое время попал в аварию, но это уже совсем другая история…

В Тальменке предлагается перекусить, борща похлебать последний раз за неделю…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Тальменка. Кафе Транзит18:28. Перед Тальменкой кладут новый асфальт, здесь все сухо, дождя, похоже, и не было. Интересное это место — Тальменка. На чем бы я ни добирался из Новосибирска до Алтая, она служит бессменным местом остановки, хотя всякие кафешки есть и в других местах. Летом здесь иногда виртуозно работает слаженная труппа наперсточников. Одного моего знакомого они умудрились ощутимо развести при том, что он даже не играл… Обедаем на улице у кафе «Транзит», что не у самой трассы, а чуть-чуть в глубине. Так как я присоединился к поездке почти в последний момент, можно сказать, «сел на хвост» как «представитель прессы», Командор коротко вводит меня в курс дела. Типа, мол, маршрут такой: ночуем на берегу за Усть-Семой, завтра в Черге сворачиваем с тракта, чтобы новую дорогу до Усть-Кана отснять, потом уходим на Черный Ануй, потом Усть-Кан — Усть-Кокса — Тюнгур, потом возвращаемся на тракт в Нефтебазе, и дальше, если получится, до Кош-Агача… Допили кофе, тронулись.

19:51. Миновали поворот на Барнаул, проезжаем знакомую развязку, руль направо, разворот на 270 градусов, идем на Бийск.

20:51. Развилка Бийск — Троицкое. Заправка. Километраж: 12462. Заливаем 27 литров в правый бак + 40 в левый по 13.2 р/литр. Последняя, кстати, АГС, по словам Командора. Правда теперь, говорят, и в Горно-Алтайске уже есть и даже дальше вглубь Республики Алтай появляются, но для нас это сейчас не актуально. Закусочная, пьем кофе.

22:10. Проехали славный город Бийск. Прямая, почти свободная дорога среди сосен (меня почему-то всегда торкает именно это место на трассе), ныряем под мост…

23:17. Ну, здравствуй, Республика Алтай! Пост перед селом Майма. Остановились. С 11 вечера до 6 утра тут нынче отмечаться обязательно. Едем дальше, темно. Но Командор взглядом бывалого охотника сразу замечает зайца-беляка, который мелькнул у дороги. «Видел?!» –Нет. «Ну куда же ты смотришь-то?!» — это первая из рефлекторных охотничьих реакций Командора, и я пока еще не подозреваю, что за время нашей экспедиции таких эмоциональных всплесков будет много. А ствол Командор в этот раз решил не брать, ведь не на охоту же едем, а если брать, то стрелять же ведь надо…

23:27. Майма. Заворачиваем в Горно-Алтайск, надо заехать по делам в гостиницу «Алтын-Туяк» («Золотое Копыто»). Перевешиваюсь назад через спинку сидения и в очередной раз заглядываю в монитор ноутбука. По одной из карт-подложек едем прямо по реке. Дело в том, что у Ильи в картографической программке на ноутбуке есть несколько слоев, как растровых, так и векторных. Одна из задач — свести воедино самую актуальную информацию. А то ведь какие-то данные в прошлых экспедициях снимались GPS-навигатором с руки, вытянутой из окна движущегося транспортного средства. Надо отметить, что на сегодняшний день уровень технического оснащения экспедиций заметно повысился, а с ним и точность получаемых данных.

23:57. Проезжаем мимо Айского моста… Дождя почти нет…

00:21. Поселок Известковый. По дороге стелятся полотна густого тумана, похожего на дым.

00:37. Усть-Сема. Идем прямо, на Чемальскую трассу. Почти сразу за Усть-Семой справа у дороги видны новые деревянные строения. Похоже, новая турбаза строится. Чуть дальше высматриваем съезд к запланированному месту ночевки…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Визитная карточка Командора00:42. Вау! Да это же «Бермудский треугольник» — будущий кемпинг, а может и турбаза. Так вот, что имел в виду Командор, когда говорил, что «остановимся на берегу за Усть-Семой». Как же, как же, заезжал я сюда прошлым летом, когда информацию по базам собирал. Тогда мне тут без ложной скромности заявили, что здесь базируются самые супер-безбашенные гиды на Катуни. Один из этих безбашенных гидов еще спрашивал, достав мобильник: «А у вашей Туристки.Ру есть вап-сайт?», а потом еще показал мне «визитку» Командора, который был тут до меня. «Визитка» представляла собой лист фанеры или огралита размером метр на два метра с лаконичной надписью «Водка и Телки, Ага!». Как теперь выяснилось, Командор здесь уже не раз базировался и даже возил на Ульяне рафт целый рабочий день, когда в одну из прошлых экспедиций неожиданно кончились финансовые ресурсы. Кстати, «такса» в Горном Алтае для УАЗика с рафтом — что-то около 10 руб/км, это если по асфальту, а если нет, то и до 14-ти. Но как в Ульян вмещалось пятнадцать человек — загадка [рекорд: 25, телок на скачки возили в «Корону Катуни» (прим. Командора)]. Очевидно, кому-то, приходилось в багажнике ехать… Лес кое-где почему-то повален. Какие-то люди с палатками стоят... Командор звонит хозяйке «Треугольник» и освещает обстановку…

01:24. Палатка стоит. Костер горит. Едим, пьем, отдыхаем, обсуждаем планы.

02:24. Отбой.


27 мая 2006 (суббота)

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Утро первого дняВстали, свернулись, перекусили. Большинство постояльцев-соседей к нашему подъему уже съехало. Костер не разводим, это долго. В этой поездке время на сборы у нас определяется скоростью закипания чайника на газовой плитке. За это время можно без суеты свернуть палатку, закинуть барахло в багажник, и даже выполнить внутренний Ритуал Приветствия Солнцу, если позволяют метеоусловия. Впрочем, пока что они не очень-то позволяют. Такое впечатление, что Духи Алтая, отвечающие за погоду, относятся к нашим намерениям сдержанно-настороженно. Небо полностью затянуто облаками, но проливного дождя нет, и на том спасибо. А погода нам нужна. Мы же фотографировать хотим, а для хороших фотографий очень помогает хорошее освещение… Ну, вот и стакан горячего кофе.

07:42. Старт. Выезжаем на трассу. В Усть-Семе на заправке нет света, поэтому бензин не наливают. Проезжаем мост через Катунь, начинает накрапывать дождик. Горы кутаются в шарфы облаков, бурлит высокая мутная весенняя вода в Катуни и ее притоках…

8:11. Камлак. На двух заправках тоже нет света. Командор говорит, что до Усть-Кана хватило бы впритык, но его мучает демон Дежа-вю. В прошлом году он уже был на этом участке без бензина. Илья вчера сказал, что по прогнозам — утром дождь, а потом солнце. Но какие на Алтае могут быть прогнозы? То есть, прогнозы-то быть могут, но практической пользы от них чаще всего мало. Иногда бывает, что облака тебя просто преследуют, передавая друг-другу по эстафете, как профессиональные сыщики, ведущие «клиента»…

8:24. Отворот на Усть-Кан в Черге. Рядом с очередной заправкой горит фонарь. Означает ли это, что на заправке есть свет? Ага. А может быть, его уже и везде дали. Наполняем баки под завязку. Километраж — 12710.

8:39 Командор говорит, что кроме нас по этой дороге сейчас никто не ездит. А дорога значится как «модернизированное покрытие». По некоторым атласам. Мост через реку Черга. Разрез, камнедробилка. Справа — строительство новой дороги, слева — речка. Местами едем уже по новому асфальту. Мост. Проехали поворот на Алтайское. Едем вдоль Улус-Черги.

8:53. Дождик усиливается. Постоянно приходится въезжать в какие-то глиняные объезды, кое-где — гравий, но его мало, справа и слева мелькает работающая строительная техника, прут груженые Камазы. Скоро, очень скоро здесь, по всей видимости, будет хорошая дорога, а пока… Но Командор даже не сильно-то и матерится — в прошлом году на Мариинском перевале было круче — одна глина, почти без щебенки, колея и все! Матерится он в основном на те атласы, в которых на том самом перевале чуть-ли не асфальт обозначен. Наш новый атлас будет, безусловно, круче, правдивей и актуальней… Интересно, а к моменту его выхода строительство этого участка дороги уже закончится?..

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Возле перевала Верх-Кукуя9:22. Дождик продолжается. Лезем на перевал. “Илья, когда там по прогнозу дождь выключается?” — в голосе Командора нет явного ехидства, но чувствуется, что он тоже хочет Солнца. Навстречу проезжает еще один «жигуль», уже третий! Значит, кто-то все же здесь ездит. Не смотря на субботу. Жизнь продолжается. Перевал Верх-Кукуя, или просто Кукуя. Обсуждаем, как его правильно называть и как официально.

Ленточки на деревьях. На спуске, вроде, подсыпали, дорога получше, глины меньше. Если мелкий гравий регулярно подсыпать, то дорога сносная, работает. Прошли небольшой серпантинчик, спустились, смотрим колеса. Мобильной связи здесь нет. Едем дальше, дорога петляет, пересекая речку по мостикам.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Дорога Улусчерга - Ильинка9:36. Развилка Ильинка — Усть-Кан. Мосты через Песчаную и Курзун. Хорошая гравийка. Вылезли пощелкать фотоаппаратами. Поехали дальше. По моему, светлеет, нет? Да хорошо бы…

9:49. Еще один мостик через Песчаную. Справа у дороги — кафе «Айсурат». Вот он, алтайский бизнес. Дорога еще только начинает быть, а «кафешная» ниша уже заполняется. Еще одни «Жигули» навстречу. Высота 927 м по GPS.

9:55. Село Барагаш. На выезде АЗС – еще один объект на нашу карту. Хорошая гравийка по ровной долине, идем под 80 км/час.

10:03. Указатель налево на Шыргайту (по атласу — Шаргайта). В школе мне говорили, что «”жи”, “ши” пиши с буквой “и”». Впрочем, к именам собственным это, видимо, не очень относится.

10:08. Мост. Река осталась слева. Еще один поворот на Шыргайту. Еще один «жигуль» навстречу.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Асфальт за Беш-Озеком10:16. Проезжаем село Бешозек (он же Беш Озок). Хорошая гравийка. Попадаются стада овец, летают коршуны. Вокруг — ели и лиственницы, берез почти нет.

10:26. «Москвич» навстречу. Пошел хороший АСФАЛЬТ. Вообще, оказывается, слово «асфальт» может звучать очень по разному и содержать множество тонких оттенков смысла. Например, спокойно так: «АсфАльт» с ударением как бы на оба слога — это значит, вылезли наконец с проселочной или гравийки; а если коротко, почти одним слогом: «сфАльт» — это значит надо зафиксировать точку на карте, где он начинается; или так мрачновато-уныло «асфа-альт» — это значит, не асфальт, а одно название, ну и так далее. Я где-то читал, что у эскимосов в языке для одного только СНЕГА есть как минимум несколько десятков совершенно разных слов! Ну и правильно, для эскимоса снег снегу – рознь. Ведь снега больше всего на свете, он бывает очень разным, и иногда эта разница — вопрос жизни и смерти… Ну, а у нас на данный момент в официальном ассортименте — всего четыре градации дорожного покрытия. Въезжаем в Усть-Канский район. Дождь стихал минут на 20, снова начинает моросить.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : На горизонте Усть-Кан10:31. Перевал Чакыр. В атласах не указан. И вообще, этот классный усть-канский асфальт не значится ни в одном из нескольких, имеющихся у нас атласов, так что не зря мы сюда ломанулись, не зря! Километров 200 сэкономили.

10:59. Въезжаем в Усть-Кан. Километраж 12839. Мост. Справа у дороги — кафе-гостиница «Приют Бродяги». Остановились в надежде принять пищу. Тут тоже свет отключали, нормальной еды нету, едем в центр.

10:40. Поели в центре Усть-Кана в кафе «Дракон», на втором этаже которого тоже есть небольшая гостиница. Тронулись дальше. У дороги менты с радарами ловят таксистов. Похоже, охотятся на тех, у кого в этих краях хоть какие-то деньги есть. Залили 16 литров в резервный бак (15 р/литр) — где-то под завязку, предположительно можно было еще литра два втиснуть.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Из Усть-Кана в сторону села Черный Ануй11:51. Поворот налево на Черный Ануй. В тех краях есть несколько объектов из нашего списка памятников природы — озера, пещеры, источники…

12:00. Проехали Яконур (Экинур). Асфальт кончился. И больше его пока не предвидится. Пошла хорошая гравийка, с неба опять капает.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Спуск с Келейского перевала12:09. Подобрали попутчицу. Ей надо в Усть-Муту. Разговариваем. Работает продавщицей в Усть-Кане. Сегодня выходной, попуток мало, а в Усть-Муту она мотается, похоже, регулярно. И как они тут живут без автобусного сообщения? Илья пытается ненавязчиво вытянуть из нее информацию по интересующим нас объектам. Не густо. К сожалению, информация о памятниках природы не входит в сферу насущных жизненных интересов основной части местного населения. Поднимаемся на перевал Келейский. Перевал небольшой, в начале спуска, слева от дороги родник, вроде бы лечебный.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Село Усть-Мута12:25. Проехали село Келей. В Усть-Муте попутчица вышла, вздохнув спокойно, как мне показалось. Ну, еще бы — три странных мужика с какой-то аппаратурой и своими расспросами. Опять какая-то «искпедиция»…

12:39. Развилка Турата — Черный Ануй. Мостик через речку Ануй. Нам — налево.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Село Черный Ануй12:42. Село Черный Ануй. Пока Илья расспрашивает местных жителей про пещеры, проезжающий мимо милицейский УАЗик смачно плюет грязью нам в открытое левое окно. Прямо на Командора. «Е…ный ты мусор!» — выражает свои эмоции Командор, и, видя, что я что-то пишу, добавляет — «…прошу занести это в протокол!». Про пещеры все ссылаются на какого-то Леху (дом за речкой, телефон такой-то, но его дома нету, спросите в магазине, это его магазин…). Я вспоминаю рассказы знакомых про местную легендарную личность по имени «Леха-Пещерный». Неужели, думаю, у него тут свой магазин?.. В магазине жена Алексея говорит, что он на рыбалке. Все посылают в Денисову пещеру… Как выяснится чуть позже, Леха оказался совсем не тот, а другой…

13:10. Едем к Денисовой пещере. Пересекаем границу Алтайского края.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Денисова пещера14:00. Поснимали Денисову пещеру. Ну что ж, первый объект, и тот на территории Алтайского края, а нам-то Республика Алтай нужна… В пещере и в домиках по соседству никого не нашли, суббота, все, небось, на рыбалке. Погода мерзкая, солнца нет, с неба моросит. Глючит ноутбук. Илья после продолжительного копания принимает ответственное решение отключить драйвер «тач-пада». Командор слегка материться для поддержания морального духа. Без рабочего ноутбука наша экспедиция теряет половину смысла…

14:10. Едем в село Каракол, там по окрестностям значится несколько памятников природы — озера и пещеры. По наводке местных жителей будем искать маральник и проводника. До Каракола идет сносная гравийка.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Село Каракол15:56. Стартуем из села Каракол на поиски пещер Музейной и Старой Каракольской. В селе нашли мужика-алтайца, который разводит маралов и летом поставляет коней для групп туристов. До вожделенных озер на колесах не проехать, да и лед там сейчас. Мужик-алтаец показал свои фотографии, среди которых нашлось несколько потенциально подходящих для атласа, и нарисовал вполне внятную схему подъездов-подходов к пещерам, пока Илья в муках настраивал сканер, которым, оказывается, после покупки нового ноутбука еще ни разу не пользовались. За время дружеской беседы мы выяснили, что жизнь здесь тяжелая, молодежь уезжает, панты маралов почему-то дешевеют, а корма дорожают, что с центральным телевидением тут хреново, но почти у всех есть спутниковые тарелки, что Леха-Пещерный вроде как женился, что «апачами» любя называют не всех алтайцев, а преимущественно тех, кто обитает в долине Чулышмана, и называют их так и сами алтайцы из других районов, и даже кое-кто из представителей властных структур Республики Алтай, а связано это якобы с тем, что в советские времена в разгул популярности американских вестернов про индейцев народ в тех местах не просто их смотрел, а вдохновенно воспринимал как руководство к действию, и что некоторые отчаянные представители местного населения, вооружившись карабинами, чуть-ли не фуры на Чуйском тракте грабили, прямо как в тех вестернах. Ну и с соседями-тувинцами отношения выясняли. Многих, говорят, посадили, но они уже отсидели и вернулись в родные края… В селе по заданию Командора я попытался купить дров для вечернего костра, но в результате меня не поняли — подумали, что грузовик дров нужен. В конце концов, дали просто так — столько, сколько сможешь унести. За три ходки…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Сели в промоину16:07. Дождя нет, но все небо затянуто тучами. Свернули с дороги, едем проселочной колеей по нарисованной схеме к пещерам, поднимаемся на горку, и…

16:09. В начале резкого спуска Командор не успевает затормозить, и Ульян сходу садится правым бортом в глубокую промоину. Назад-вперед, еще разок… бесполезно. Правые дверцы не открываются. Выскакиваем с Ильей через верхний люк. Я, как истинный «представитель прессы», сразу расчехляю фотоаппарат, чтобы запечатлеть все как есть во всех ракурсах. Стараюсь сохранять хладнокровие, не обращая чрезмерного внимания на крики Командора: «Нет, я убью этого «ботаника»!.. А ну, бери лопату!». А шутка-ли? Вдруг, мы сейчас быстренько вылезем, и бесценные кадры будут безвозвратно утеряны для истории, а?.. Но время показало, что беспокоился по этому поводу я напрасно. Все успели и лопатой поработать и поснимать процесс, пока лопата в руках другого участника приключений...

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : ПромоинаАвтопробег по Горному Алтаю (май 2006) : ПромоинаАвтопробег по Горному Алтаю (май 2006) : ПромоинаАвтопробег по Горному Алтаю (май 2006) : ПромоинаАвтопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Перед оврагом

16:43. Ну вот, все приключение-то меньше, чем на час. Зато эмоций-то сколько! Выехали на поляну, осмотрелись. И тут, вдруг, осознали, что эта промоина нас спасла от возможного более сурового приключения — дальше дорога пересекает овраг по какому-то хлипкому прошлогоднему «мосту», хлипкость которого сразу-то и не видать. Если бы не сели в промоину, то Командор точно бы поехал дальше, и тогда бы мы реально, почти наверняка, сели бы гораздо глубже, и надолго. Как метко выразился по этому поводу Илья: «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Ну все, здесь у нас будет, типа, «дневка». Километраж — 12932. До пещер сходим пешком, по схеме недалеко, вроде бы… Около 17:00 пошли…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Выход из пещеры Музейная19:30. Сходили. Вернулись на поляну. По бортжурналу прошло два с половиной часа. За это время мы успели восемь раз вспотеть, так как переться пришлось сильно в гору километров пять, найти и отснять три пещеры, две из которых — памятники природы Республики Алтай, и плотно пообщаться с клещами. Клещи — это вообще отдельная тема! Командор шел по кустам первым и собрал с себя в итоге больше трех десятков, я — всего троих, из которых один успел слегка вцепиться между пальцами правой руки, Илья поднимался последним и не поймал ни одного (включая вечерний осмотр тел), правда, при этом он был в резиновых болотных сапогах… До пещер идет набитая колея, переходящая в крутую тропу, заблудиться сложно. Входы пещер находятся недалеко друг от друга. Сначала идет Старая Каракольская (Старокаракольская) пещера, потом Музейная (она же Новокаракольская), и еще чуть выше — пещера Баданная (Верхнекаракольская), которая в число памятников природы Республики Алтай не попала, в отличие от первых двух. Самая большая и интересная из трех пещер — Музейная — популярный экскурсионный объект. Но, если внутрь лезть, то снаряга кое-какая там все же нужна, да и проводник не помешает.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Вход в Старую Каракольскую пещеру19:41. Ставим палатку, разводим костер, готовимся к ужину. Сегодня у нас жареное мясо под водку (для профилактики энцефалита и простудных заболеваний). «Ты его в коробочку положи, чтобы сдать потом куда следует» — слегка глумится Командор, наблюдая как я медитативно извлекаю клеща при помощи нитки и масла из консервной банки со шпротами. Забавно, что с клещей и энцефалита разговор плавно перетекает на птичий грипп и сибирскую язву. Командор задвигает теорию о том, что вся эта шумиха с птичьим гриппом искусственно раздута с целью выбивания финансирования. Да и со СПИДом, по его глубокому убеждению, та же фигня. Чего никак нельзя сказать о сибирской язве! Почему-то на борьбу с ней таких бешеных денег не выделяют. Командор в свое время, так сказать, в «сельскохозяйственный» период жизни, по полям достаточно намотал, про сибирскую язву и всякие там скотомогильники знает. А раздражение по поводу птичьего гриппа он испытывает как бывалый охотник, вынужденный читать какие-то дебильные инструкции о том, где и на каком расстоянии от водоема он должен выкопать лунку, в которую надо ощипать свежеубитую пернатую дичь и так далее… В общем, посидели мы в этот вечер нормально. Илья ушел спать пораньше, а мы с Командором выяснили в частности, что в те самые сельскохозяйственные времена, я, оказывается, успел в одной из его контор сисадмином поподрабатывать. Сисадминить там надо было пару компов, соединенных в некое подобие сети с одним глючным матричным принтером. Тесен, блин, мир. Лет десять с тех пор прошло. Или больше?..




Опубликовано: 08.07.2007
Текст: TURISTKA.RU